Александр Шайкин представил зрителям небольшую, но емкую программу: Сонату си-бемоль мажор (В 960) Ф. Шуберта, два ноктюрна (ор. 48) и Сонату №3 Ф. Шопена. Публика с восторгом и вниманием следила за игрой пианиста, который с каждым произведением демонстрировал новые грани своего таланта.
Александр родился в г. Чебоксары. Он учился в МССМШ им. Гнесиных (класс А.Арзамановой), окончил Московскую консерваторию (класс Э.Вирсаладзе) и аспирантуру Университета «Моцартеум» в Зальцбурге (Австрия).
В 2015 году, после получения II премии на Международном конкурсе имени Гезы Анды в Цюрихе (Швейцария), пианист успешно дебютировал на фестивалях "September musical" в Монтрё, "Festival du Jura" в Делемоне (Швейцария). Сегодня он активно концертирует в России и за рубежом, а также является ассистентом профессора Э. Вирсаладзе в Московской консерватории.
В интервью для нашей школы Александр рассказал о своей жизни до и после знаменательного конкурса и об источниках своего творческого вдохновения:
Александр, расскажите, как долго Вы готовились к конкурсу Гезы Анды?
Почти весь прошлый учебный год. Среди крупнейших конкурсов там одна из самых сложных программ.
Как изменилась Ваша жизнь после того, как Вы получили звание лауреата конкурса Гезы Анды?
Достаточно сильно. У меня появились регулярные концерты, в основном, в Европе. Я постоянно играю в разных городах. Заключен трехлетний контракт на профессиональный менеджмент. На самом деле, в плане есть концерты уже на 2018 год, но это не значит, что у меня плотный график на три года - постоянно что-то меняется, добавляется.
Как Вы подбираете репертуар для своих выступлений?
С детства и в юности я часто ходил на концерты – тогда уже появилось много мыслей о том, что хотелось бы сыграть, хотя, конечно, приходят и новые идеи.
Чем обусловлена программа нынешнего концерта в Гнесинке?
Исключительно тем, что она мне нравится. Эту же программу я скоро буду играть в Германии.
Не могли бы Вы рассказать, на выбор, о Вашем видении одного из тех произведений, которые прозвучали на концерте в школе?
Лично у меня внутренний музыкальный сюжет может быть связан как с ощущениями, чувствами так и с конкретными образами, сюжетами, героями.
В музыке Шуберта многое, особенно в поздних сочинений, связано с мотивом скитания. У него есть фантазия и знаменитая песня «Скиталец», цикл «Зимний путь».
Этот мотив, на мой взгляд, явно присутствует здесь (прим.: в Сонате си-бемоль мажор, В 960). И первая, и вторая часть сонаты – абсолютно интимный монолог героя-одиночки.
После таких двух первых частей и скерцо, которое мне кажется какой-то рождественской сказкой, финал вызывает ощущение чего-то потустороннего, инфернального.
Конечно, это исключительно мои личные мысли по поводу музыки.
Что, как правило, помогает Вам зарядиться творческой энергией?
Бывает так, что сама музыка вдохновляет в процессе занятий, например, часа через три. Казалось бы, занимаешься ремеслом, а потом начинают приходить какие-то очень интересные идеи, начинаешь глубже чувствовать музыкальную материю, находясь несколько часов в одном и том же произведении.
Как у Вас появилось желание сделать музыку своей профессией?