Его любимые произведения прозвучали в исполнении таких выдающихся музыкантов, как Борис Березовский и Наталья Гутман, а также восходящей звезды – Северина фон Эккардштайна. Зрители смогли побывать на уникальном выступлении юных виртуозов 12-14 лет – стипендиатов фонда Владимира Спивакова из легендарной Московской музыкальной школы им. Гнесиных, а также победителей конкурса Принцессы Кристины из Нидерландов, насладиться музыкой испанского барокко и выставкой «Испанское искусство». Фестиваль стал ярким событием культурной жизни Нидерландов, его ждали: билеты на многие концерты были раскуплены задолго до открытия.
Музыка в русском музее
Идея “Зимних вечеров на Амстеле” явилась продолжением замысла самого Святослава Теофиловича Рихтера, основавшего в 1981 году в Государственном Музее Изобразительных Искусств имени А. С. Пушкина знаменитый Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», открывший в этом году уже 35-й сезон. Музыка в музее – воплощение единства культуры через синтез живописи, музыки, поэзии и драматургии. Таков был замысел маэстро. Русская музыка в русском музее в Амстердаме – воплощение мечты организаторов «Зимних вечеров», директора фестиваля Надежды Елисеевой и художественного руководителя Анны Азерниковой.
«Десять лет я жила с идеей создать музыкальный фестиваль здесь», - рассказывает Анна Азерникова. Для москвички из театральной семьи Анны Азерниковой, выпускницы Московской консерватории, «Декабрьские вечера» были одним из самых ярких впечатлений детства. Вместе с родителями она посещала фестиваль с момента его основания. В 1998 г. Анна переехала в Нидерланды, чтобы продолжить музыкальное образование в магистратуре консерватории Амстердама, избрав вокальное отделение, с тех пор живет в Голландии. После открытия филиала Государственного Эрмитажа в Амстердаме, мечта обрела очертания: русский музей на берегу Амстела мог бы стать идеальным местом проведения фестиваля. В 2013 г., объявленном перекрестным годом культуры России и Нидерландов, Анна Азерникова с Надеждой Елисеевой успешно выступили с презентацией проекта фестиваля в российском посольстве и получили полную поддержку, в том числе и в поиске спонсора, которым стал Внешэкономбанк. Второй фестиваль в 2014 г. проходил уже при поддержке нескольких российских и нидерландских компаний.
«Фестиваль сразу приняли очень тепло, - говорит Надежда Елисеева, - были полные залы, хорошие отзывы в прессе. Здесь любят русскую музыку, к тому же за плечами русских музыкантов стоит сильнейшая классическая школа. Кроме того, Эрмитаж – это место, куда приходят люди, интересующиеся русской культурой, то есть наша непосредственная целевая аудитория. А самому музею идея фестиваля дала возможность представить новую программу посетителям, немного расширить свою сферу. Этот тандем стал выигрышным решением для обеих сторон».
Рихтер, Чайковский и испанское барокко
Составить программу так, чтобы она была разнообразна, но все же имела общую идею — это сверхзадача. Анна Азерникова справляется с нею блестяще, считая также своей маленькой миссией не только радовать голландскую публику исполнением любимых здесь произведений Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, Прокофьева и Стравинского, но и знакомить с неизвестными публике русскими композиторами и произведениями.
Программа Третьего фестиваля «Зимние вечера на Амстеле» включала восемь чудесных музыкальных событий, объединивших три темы: 100-летие со дня рождения Святослава Рихтера, 175-летие со дня рождения Чайковского и искусство Испании.
«Мы всегда согласуем программу с темой выставки, которая в этот момент проходит в Эрмитаже, чтобы эти две линии пересекались», - говорит Анна Азерникова. В этом году в экспозиции богатейшая коллекция искусства Испании, собранная Государственным Эрмитажем, включающая майолику, гобелены, оружие XV-XIX вв., а также шедевры живописи всех великих испанских мастеров: Эль Греко, Хосе де Риберы, Франсиско де Сурбарана, Диего Веласкеса, Бартоломе Эстебана Мурильо и Франсиско де Гойи. Перед началом концерта у зрителей есть возможность бесплатно посмотреть экспозицию. А так как в это время музей уже закрыт для посетителей, то для гостей фестиваля просмотр практически эксклюзивный, для спонсоров предлагается особая программа.
В сиянии звёзд
Фестиваль открылся 19 декабря в очаровательном Церковном зале Эрмитажа (Kerkzaal) при полном аншлаге. Концерт одного из самых ярких исполнителей современности, русского пианиста Бориса Березовского, сделал открытие триумфальным и полностью подтвердил отзыв “The Times”, написавшей о Березовском как о «музыканте, играющем с блистательной виртуозностью и внушительной мощью». В его исполнении прозвучали произведения Бородина, Балакирева, Стравинского и Рахманинова.
Программа второго дня была особенной. За изысканным концертом "Испанское барокко", на котором исполнялась камерная музыка современников Эль Греко, Веласкеса и Гойи (партию сопрано исполняла Анна Азерникова), последовал концерт учеников детской музыкальной школы им. Гнесиных. Детям-стипендиатам фонда Спивакова, Варваре Агаевой (12 лет, скрипка), Андрею Варламову (12 лет, гобой), Михаилу Красненкеру (14 лет, фортепиано), Андрею Рязанцеву (12 лет, кларнет), поразившим публику головокружительным уровнем исполнения произведений сложной программы, зал аплодировал стоя.
Продолжил день показ документального фильма “Энигма” режиссера Брюно Монсенжон о Святославе Рихтере, созданного на основе интервью, концертных записей и дневников одного из величайших музыкантов ХХ века.
Но высшей точкой стал концерт “Гутман трио”, “Посвящение Рихтеру”. Легендарная виолончелистка Наталья Гутман, близкий друг и музыкальный партнер Рихтера, которую сам Рихтер называл “воплощением честности в искусстве”, вместе со своим сыном скрипачом Святославом Морозом и пианистом Дмитрием Винником исполнили любимых Рихтером Шумана, Брамса и Шуберта. Зал захватил “ветер музыки, неистовый дождь”, как высказался однажды об игре Натальи Гутман Тонино Гуэрра.
В третий день фестиваля – юные виртуозы из Московской Гнесинки выступали вместе со своими сверстниками-победителями престижного конкурса молодых исполнителей Принцессы Кристины из Нидерландов Райниром Винком (13 лет, виолончель) и Джульет-Констанц Рибек (14 лет, фортепиано). Великолепный праздник музыки для зрителей, а для юных музыкантов – обмен музыкальным опытом.
Вечер был посвящен двойному юбилею - 100-летию С.Т. Рихтера и 175-летию П.И. Чайковского. Блестящий пианист Северин фон Эккардштайн, знакомый поклонникам музыки в Нидерландах по выступлениям в рамках престижного цикла концертов “Meesterpianisten” в Concertgebouw, вместе с Франциской Хёльшер (скрипка) и Татьяной Васильевой (виолончель) исполнил несколько пьес из цикла “Времена года”, а также представил известные романсы Чайковского с Анной Азерниковой (сопрано). А грандиозное трио “Памяти великого художника” (ля минор, оп. 50), созданное Чайковским на смерть гениального русского пианиста XIX века Николая Рубинштейна, по широте замысла, образному богатству и драматической напряженности музыки принадлежащее к высшим достижениям композитора в области камерной инструментальной музыки, стало величественной эпитафией и великому пианисту века ХХ - Святославу Рихтеру.
Завершился фестиваль 22 декабря ярким красочным маскарадом, вдохновленным идеями из дневников Рихтера. При входе публике раздавали маски, в масках играли музыканты, а некоторые зрители даже пришли в маскарадных костюмах (это было предложено при покупке билетов). Был вечер, полный творчества и сюрпризов: от традиционных рождественских колядок до произведений Павла Карманова, одного из самых популярных и любимых русских классических композиторов современности. Поэзия, музыка, отрывки из дневников Святослава Рихтера… И в заключение - праздничный бокал в честь Нового Года и Рождества!
Инесса Филатова
Источник: Электронный ресурс RUSLIFE, 11 января 2016