Перед началом фестиваля в воздухе витало особое чувство ответственности участников за предстоящее мероприятие. 10-летний юбилей – дата значительная, и хочется, чтобы сидящие в зале, а также выступающие на сцене и все организаторы не просто осознали, что это десятые «Январские», но ощутили праздник и благодарность за тот подарок, который некогда существовал лишь в воображении Михаила Сергеевича Хохлова, автора идеи и художественного руководителя «Январских вечеров».
Фестиваль стал продолжением знаменитых «Декабрьских вечеров» Святослава Рихтера. Их худрук, легендарный альтист Юрий Башмет, был «двумя руками "за"» реализацию задумки о детском фестивале, который мог синтезировать в себе разные виды искусства. Тогда директор «Гнесинской десятилетки» и дирижер оркестра «Гнесинские виртуозы» окончательно сформулировал суть нового проекта: «Дети играют для детей, дети рисуют то, что играют другие дети… Фактически, это мир, в котором они играют друг с другом в одну общую игру – Искусство».
Важно то, что на концертах, которые проходят не только в Москве, но и во многих других городах, стирается невидимая граница между сценой и публикой. К концерту-открытию московской части фестиваля дети присылают рисунки со всей России, а талантливый видеорежиссер, музыковед Анна Занкова создает из них видеофильм под музыку в исполнении «Гнесинских виртуозов». На этот раз было прислано более 500 детских рисунков, а в центре эстетического воспитания «Мусейон» впервые открылась художественная выставка детских рисунков из архива фестиваля за 10 лет!
Каждый год «Январские вечера» объединены вокруг одной сказочной темы. Нынешний фестиваль открылся музыкально-литературной композицией «Конек-горбунок». Актриса Московской филармонии Елена Дементьева артистично прочитала зрителям саму сказку, а оркестр помог представить образы и события под музыку И.С. Баха и М. де Фальи. В одном из произведений Баха М.С. Хохлов заменил солирующие валторны на балалайки, и если бы он не предупредил об этом заранее, можно было бы запросто приписать авторство звучащей музыки не немецкому композитору, а русскому народу!
Дети и взрослые, путешествуя вместе с героями сказки, внимательно разглядывали самые разные рисунки, появлявшиеся на экране – пожалуй, самую восторженную реакцию вызвал милый портрет импозантного, щекастого красавца с усами – это был Иван, который по сюжету искупался в трех котлах, чтобы стать неотразимым царем.