Концертный абонемент «Музыкальные инструменты: что у них внутри?» всегда приятно удивляет слушателей, ведь его организаторы привлекают самих зрителей к участию – дают возможность поиграть на музыкальных инструментах и пообщаться с профессиональными исполнителями, устраивают познавательную викторину и учат старинным танцам. На этот раз любой ребенок, пришедший в качестве гостя, неожиданно превратился в оркестранта. Одни играли на маракасах, другие – на барабанах, третьи – на всевозможных трещотках и колотушках – в итоге все объединились в детский ударный оркестр и дружно аккомпанировали пианистке, исполняющей «Турецкое рондо» Моцарта.
Ведущая концерта, профессор Московской консерватории и преподаватель Гнесинской школы Ольга Мартынова, рассказала о любопытном, но малоизвестном факте, связанном с этим знаменитым произведением. Оказывается, во времена Вольфганга Амадея пользовались невероятной популярностью специальные приспособления для фортепиано, которые позволяли извлекать из этого инструмента необычные звуки, напоминающие тембры флейты, гобоя, виолончели и др. Особенно классицисты любили препарировать фортепиано таким образом, чтобы он имитировал ударные – неужели любитель шуток Моцарт мог устоять перед такими забавными экспериментами? Оказывается, «Турецкое рондо» изначально задумано для исполнения на препарированном фортепиано!
Ольга Мартынова поделилась и другими фактами из истории фортепиано. Например, когда оно только начало свой путь к мировой славе, большинство любителей музыки отдавало предпочтение клавесину и не хотело менять свои пристрастия. Тогда хитроумный издатель нот мог напечатать на титульном листе, скажем, следующую фразу: «Патетическая соната №8 для фортепиано или клавесина». Так постепенно появлялся интерес к диковинному для тех времен инструменту.
Конечно, фортепиано не сразу приобрело свой современный и привычный нам облик. Зрители концерта сами увидели великолепные копии старинных разновидностей фортепиано, а также услышали как все они звучат соло и в ансамбле. Сочинения Моцарта, Гайдна, Бетховена и Шуберта исполнили лауреаты международных конкурсов Ольга Гречко (сопрано), Ольга Мартынова, Елизавета Миллер, Елизавета Кушвид (хаммерклавир) и Марина Катаржнова (скрипка).
В нынешнем сезоне закончился первый цикл абонемента «Музыкальные инструменты: что у них внутри?», посвященный старинным инструментам. Следите за новостями на сайте МССМШ им. Гнесиных и вы первыми узнаете даты следующих концертов.
Будем рады видеть вас в числе гостей «Дома на Знаменке»!