Насыщенная программа этого дня включала репетицию и концерт, проходивший в рамках Международного фортепианного фестиваля «Подмосковные вечера искусств», а также посещение Дома-музея Чайковского.
Исполнение музыки композитора в памятных исторических местах его жизни и творчества – задача почетная и ответственная. Гнесинцы справились с ней прекрасно. На концерте оркестр исполнил 8 пьес из «Детского альбома» в оркестровке художественного руководителя и дирижера «Гнесинских виртуозов» Михаила Хохлова – «Утренняя молитва», «Мазурка», «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская», «Старинная французская песенка», «Неаполитанская песенка», «В церкви». Публика услышала знакомые фортепианные темы в оркестровом звучании, включающем яркие оригинальные тембровые сочетания. Известная музыка прозвучала по-новому, современно, свежо.
Вслед за разнообразными искрометными миниатюрами прозвучало одно из наиболее масштабных инструментальных произведений Чайковского – Первый концерт для фортепиано с оркестром. В качестве солиста выступил художественный руководитель фестиваля, профессор РАМ им. Гнесиных Юрий Богданов.
…Пройдя по аллее, ребята оказались перед двухэтажным домом с угловой башенкой над парадным подъездом. Их встретила табличка на двери, металлическая выгравированная дощечка: «П.И. Чайковский. Прием по понедельникам и четвергам от 3 до 5 часов». А чуть пониже – другая надпись: «Дома нет».
В доме ребята увидели подлинную обстановку жизни великого композитора, его вещи и предметы обихода, которые сохраняются в неприкосновенности и в наши дни. Как писал брат композитора Модест, Петр Ильич более всего любил, «чтобы ничего вокруг не менялось: привыкать к новому ему было неприятно, а еще неприятнее отвыкать от старого».
На первом этаже ребята осмотрели столовую и комнату слуги Алексея Софронова, на втором – комнату Петра Ильича, две комнаты для гостей, комнату младшего брата композитора Модеста Ильича – именно ему принадлежала идея создания Музея Чайковского. Гнесинцы увидели веранду-«фонарик», на которой композитор каждое утро в 8 часов утра пил чай и читал «Русские ведомости».
Ребята услышали в записи звучание рояля композитора в гостиной – на нем ежедневно играл Чайковский, музицировали его друзья – Танеев, Зилоти, Глазунов, Аренский, Кашкин, Ларош. «Входя в деревенский приют композитора, вы тотчас же чувствовали, как охватывает вас какая-то мирная, счастливая атмосфера» – писал Г. Ларош.
Гнесинцы прогулялись по старому парку. Как известно, Петр Ильич ежедневно совершал двухчасовой послеобеденный моцион, во время которого обдумывал будущие композиции. Природа пробуждала в нем, по его словам, «тихий и ни с чем не сравнимый восторг», который он считал даже «выше наслаждения искусством». Чайковский любил все времена года; об осенней поре, во время которой в Клин приехали гнесинцы, он писал: «…А здесь уже давно осень, холодный северный ветер нескончаемо дует и по ночам воет в трубе… Хотя я это тоже люблю…»
Надеемся, что посещение исторического культурного памятника усилило интерес и любовь наших студентов к творчеству великого композитора.
Текст А. Занкова
Фото: Г. Шамин, А. Занкова