По отзывам слушателей, программа вечера – музыка Шопена, Рахманинова, Листа – представляла собой три огромные и совершенно разные Вселенные, и пианисту удалось передать это. После глубокого музыкального впечатления, «очищения и обогащения» посредством «гипнотического искусства», как точно выразился сам исполнитель, зрители совсем не спешили по домам, а приняли активное участие в беседе с музыкантом. Модератором встречи выступил автор идеи цикла, директор МССМШ им. Гнесиных Михаил Сергеевич Хохлов.
Светлана Борисова, победительница конкурса в социальных сетях на лучший вопрос герою вечера Андрею Коробейникову, поинтересовалась:
Вся Ваша жизнь является учебным пособием по выживанию в России. Сила воли, стремление к знаниям, упорство, высокая работоспособность, умение не зацикливаться на неудачах плюс талант и вера в мечту являются, на мой взгляд, составляющими Вашего успеха. Что помогало Вам преодолевать жизненные и творческие испытания?
А.К.: В Лондоне меня попросили записать диск для сына одного миллиардера, «несчастного» мальчика, скрипача. Во время репетиций мы достаточно долго с ним общались, и он для меня стал примером, когда в человеке отсутствует «ген преодоления». Я – «за» тяжелое детство, потому что потом оно дает удивительную живучесть. Если ты не сломался, то поднимаешься и идешь дальше.
Во-вторых, музыка такая вещь… Когда мне было 16, у меня на конкурсе в Италии появились друзья. Одна из них, состоятельная и замечательная женщина, устраивала концерты на площади, которые назвала «Voliadimusica» – это действительно было просто огромным желанием слушать музыку, музицировать. Очень важно в какой-то момент это осознать, потому что в жизни, особенно, когда учишься, столько всего – зачеты, экзамены, конкурсы… ты все время что-то должен. Поэтому первоначальное желание заниматься музыкой может выхолащиваться, а между тем именно оно дает огромные силы. Когда тобой движет желание сыграть, сказать, как-то выразить себя через музыку, неважно, заболел ли ты, с температурой – ты выходишь играть концерт и забываешь обо всем этом.
Рассказал пианист и о своей уникальной судьбе. Ему посчастливилось заниматься у многих педагогов. Понимание того, что у каждого есть свой взгляд на музыку и невозможно всем угодить, помогло Коробейникову найти свой путь, научиться внимательно прислушиваться к собственным мыслям и ощущениям в исполнительском искусстве.
Продолжая дискуссию о ценности классической музыки, он высказал мысль о том, что ее невозможно слушать в пол-уха, а музыкант несет огромную ответственность за то, что люди решили приобщиться к высокому искусству именно через его выступление.
Как известно, Андрей Коробейников получил не только музыкальное, но и юридическое высшее образование. На вопрос, что побудило его остаться в музыке, он ответил:
Я подумал, что концерты гораздо больше дают, гораздо интереснее самых сложных, запутанных юридических дел. Любой, самый маленький концерт – лучше, поэтому я подумал, зачем мучиться?
Одна из слушательниц вспомнила о названии проекта – «Игра без правил», и свой вопрос задавала исходя из сути этой идеи:
Название цикла концертов – «Игра без правил». А какое правило есть у Вас в жизни, Ваше кредо? И какие правила нужно отменить, как Вы считаете?
А.К.: В концертной практике есть, конечно, некие схоластические правила. Молодых музыкантов учат играть «правильно», а откуда берутся эти правила? Достаточно послушать записи Рахманинова – одних и тех же его произведений, исполненных им в разные годы – чувствуется отличие. Я считаю, что в нотном тексте есть вещи, различные по релевантности. Часто композитор подчеркивает, чего он хочет.
Мне кажется, исполнитель, как посредник, должен стараться понять, почему-то или иное сочинение было написано, какое состояние было у композитора, и что это сочинение может сказать людям в концерте. Академические вещи нужны, но иногда ты понимаешь, что может быть совершенно другая логика. Главное, чтобы жила музыка, и это было убедительно.
Один из внимательных почитателей таланта Андрея Коробейникова обратился со следующим вопросом:
Когда музыка духовная, сложная, мне кажется, важно то, как человек живет – если он не засоряет свои тело и душу, тогда музыка льется, и верно передается ощущение, мысль композитора. У Вас всегда так. Как Вам удается оставаться таким же?
А.К.: На сцене я – самая чистая, умная версия себя. Я с детства ощущаю сцену не как место работы, а как место, где я сам себе удивляюсь. Я думаю и поражаюсь: "Неужели в тебе такая сила, чистота?". Когда привык быть честным на сцене, стараешься в самые важные моменты достать из себя самое божественное. На сцене я преображаюсь.
Зрители поинтересовались, почему Андрея Коробейникова так не любят на конкурсе Чайковского, на что Михаил Сергеевич Хохлов, опередив пианиста, ответил, что принять участие в цикле «Игра без правил» были приглашены исключительно те, кому можно задать тот же вопрос. С одной стороны, это один из самых важных международных конкурсов, но победа в нем не является определяющей в жизни. Пример тому – судьбы Андрея Коробейникова, Константина Лифшица, Эдуарда Кунца и Люка Дебарга – героев цикла из четырех концертов-встреч «Игра без правил».