К 70-летию Гнесинской школы: День фортепианного отделения
К 70-летию Гнесинской школы: День фортепианного отделения
7 ноября в МССМШ имени Гнесиных отметили День фортепианного отделения в рамках празднования 70-летия школы. Подробности – в материале Полины Полянской.
Программа этого дня была очень насыщенной. Вечерний концерт собрал на одной сцене выпускников школы разных лет. Среди них – Владимир Тропп, Константин Лифшиц, Екатерина Державина, Михаил Мордвинов, Людмила Берлинская, Яков Кацнельсон, Басиния Шульман, Николай Токарев, Дмитрий Шишкин, Павел Домбровский, Денис Бурштейн, Юрий Фаворин, Сергей Кудряков и многие другие. Музыкальный «марафон» продолжался 4 часа и шел без остановок, но все это время зрительный зал оставался заполненным – свидетельство того, что те, кто в нем находился, проживают ценнейшие минуты воссоединения с дорогими гнесинцами.
Те, кто не приехал на концерт в виду важных дел, поздравили школу дистанционно. Например, Даниил Трифонов, который находился на тот момент в Нью-Йорке, прислал музыкальное видеопоздравление.
Днем 7 ноября желающие смогли посетить открытый урок профессора РАМ им. Гнесиных Татьяны Абрамовны Зеликман. Бесплатные мастер-классы дали преподаватели фортепианного отделения МССМШ, а также художественный руководитель международных фортепианных мастер-классов «Тель-Хай», профессор Виктор Петрович Деревянко (Израиль).
Виктор Петрович, выпускник «Гнесинской десятилетки», рассказал о своих впечатлениях от обновленной школы, нынешних гнесинцах и предался воспоминаниям о том, какой была Гнесинка много лет назад:
Виктор Петрович, расскажите о том, с чего началась и как продолжалась Ваша жизнь, как гнесинца? В.Д.: Я пришел в школу, когда она находилась на Собачьей площадке, это была семилетка. Потом, как только открылась десятилетка на улице Воровского – нынешняя Поварская, я поступил туда сразу в третий класс и учился до конца (до 1954 года), а затем поступил в институт и аспирантуру. Потом я стал преподавателем, но уже в этом здании на Знаменке, которое тогда находилось в зачаточном состоянии. Это было старинное здание; правда, мы привыкли к своему первому этажу на Поварской, где все умещалось в еще меньших масштабах.
Вы знаете Гнесинку на протяжении многих лет. На Ваш взгляд, как она выглядит сегодня по сравнению с тем прошлым, которое Вы разделили с ней? В.Д.: Ребята очень талантливые, педагоги хорошие, но я думаю, что в каждом классе и с каждым учеником есть, куда и как его развивать. Сейчас очень многие увлекаются бесконечными конкурсами. Программы для них, как правило, небольшие, а шлифуют их целый год, репертуара не хватает, все направлено на конкурсы. Это мешает постижению музыки, раскрытию всех горизонтов.
Мне непонятно то, что все сейчас говорят о том, что не успевают заниматься или еще что-то, но у нас было еще больше занятий, а мы успевали читать, ходить на концерты, в театры, на выставки, я играл в школьных спектаклях, занимался балетным кружком.
А что Вы думаете об обновленном здании? В.Д.: Оно замечательное. Я очень рад, что есть интернат, где могут жить студенты или останавливаться приезжающие музыканты. Самое лучшее то, что удалось приобрести рояли Стейнвей, Фациоли, орган, клавесин – мы в Тель-Авивской академии можем только мечтать о таких условиях. Даже в ЦМШ такого нет.
Органный зал очень хороший. Конечно, он небольшой для концертного зала, но все равно хорошо, что есть он и Мансарда.
Как Вы оцениваете атмосферу в школе в сравнении с тем, как это было в Ваши школьные годы? В.Д.: Я думаю, что хорошая. Может быть, не такая высоко творческая, как была, потому что раньше была другая культура, старая интеллигенция, но времена изменились. Помню, как мы сидели у Нейгауза дома с 10 утра и до вечера, не только слушая других, играя сами, но и читая книги об искусстве, разговаривая друг с другом. Там я прочитал «По ком звонит колокол» Хэмингуэя, «Доктора Живаго» и другие шедевры литературы. Это была другая атмосфера.
Должен сказать, школа Гнесиных и Гнесинская академия вышли на уровень консерватории. В мои времена пробиться на конкурсы через консерваторию было невозможно – для гнесинцев эти пути были закрыты. Всех гнесинцев, которые попадали на отборочные туры, консерватория отсеивала. Причем, консерваторские педагоги работали у нас, но туда никого не пускали, а сейчас там работают и наши преподаватели.