Константин Лифшиц – известный пианист, профессор Высшей школы музыки в Люцерне (Швейцария) стал героем второго вечера проекта МССМШ им. Гнесиных «Игра без правил». Идея проекта, объединившего артистов с яркой индивидуальностью и особым взглядом на исполнительское искусство, как нельзя лучше соответствует творческому кредо К. Лифшица. Его становление как художника проходило вне традиционного, «конкурсного» сценария. Тем не менее, сегодня Константин Лифшиц – член Лондонской Королевской академии музыки, обладатель ордена Сергия Радонежского III степени и премии «Ровенна» за выдающийся вклад в исполнительское искусство; на его счету – более 30 CD и номинация на премию «Grammy». Эта история успеха может помочь юным музыкантам правильно ответить на вопрос: стоит ли гнаться за победными «ярлыками», тратить многие месяцы на разучивание сложного, но узкого репертуара, и воспринимать проигрыш как трагедию?
После концерта в беседе со слушателями К.Лифшиц заметил, что конкурсы перестали быть панацеей, это отвлекает от настоящих целей и смысла того, чем занимаются музыканты. Михаил Сергеевич Хохлов, автор и ведущий «Игры без правил», добавил: «Участники нашего проекта доказывают, что артисты, а точнее оценка артистов публикой и жюри – разная». Пианист отметил, что важно не зацикливаться ни на мнении публики, ни на оценках высокопрофессиональных судей.
Также он рассказал о другом варианте неверного воспитания юных музыканта, который может привести к грустным последствиям: «У меня есть небольшой процент тех учеников, кто поступают в консерваторию, играют очень хорошо, но спустя год понимаешь, что это просто великолепно сделанный "проект" российских педагогов, но эти ученики не чувствуют и не понимают музыку. Это драматично, так как к 30 годам эти люди уже не мыслят других возможных путей жизни, кроме как музыкальный».
Гости встречи живо интересовались самим Константином Лифшицем, задавая вопросы, касающиеся его личных интересов, предпочтений. Например, почему для этого вечера он решил сыграть сочинения английских верджиналистов - композиторов XVI-XVII веков? На это пианист ответил: «Такую программу довольно сложно предложить публике, она требует больших усилий и от самих слушателей. Но по своей структуре эта музыка очень монументальна и достаточно рельефна, может быть, даже больше, чем в последующие два века».
Подробнее о программе концерта 13 ноября - в записи эфира с участием К.Лифшица на радио "Орфей"
Пианиста с пристрастием «допрашивали», есть ли среди композиторов его «любимчики», когда у него будет следующий большой концерт в Москве, но Константин оказался немногословен: «любимчиков» нет, и пока больших концертов в Москве, к большому сожалению публики, не планируется. Неудивительно, что зал «ДОМа на Знаменке» был полон. Мест в камерном Органном зале хватило только для тех, кто, не мешкая, успел раньше других приобрести билет.
В следующие два вечера проекта «Игра без правил» в «Доме на Знаменке» выступят и пообщаются со слушателями пианисты Эдуард Кунц и Люка Дебарг (Франция).