Каждый год в декабре в рамках фестиваля «Зимних вечеров на Амстеле» проходят встречи нидерландской публики с талантливыми российскими музыкантами. История фестиваля связана с именем Святослава Рихтера, основавшего в 1981 году «Декабрьские вечера» в Московском музее имени Пушкина. Это начинание вдохновило организаторов «Зимних вечеров на Амстеле» на создание серии тематических концертов в филиале Эрмитажа в Амстердаме.
В проекте в разное время принимали участие Борис Березовский, Наталья Гутман, Квартет имени Бородина и другие известные музыканты. В этом году на «Зимние вечера» приехали Алексей Любимов, Ольга Пащенко (клавесин, хаммерклавир) и пианист Александр Мельников.
По сложившейся традиции на фестиваль приглашают и юных гнесинцев – стипендиатов фонда Владимира Спивакова. В этом году в составе Гнесинской «делегации»: Сергей Хворостьянов (8 класс, фагот, преп. Г.Н. Шамин), Александр Доронин (8 класс, фортепиано, преп. М.С. Хохлов), Елисавета Ленкина (8 класс, преп. О.Ю. Ивушейкова), а также директор школы М.С. Хохлов и преподаватель по классу флейты О.Ю. Ивушейкова. Учащиеся Гнесинской школы приняли участие в совместном выступлении с молодыми победителями национального голландского конкурса Принцессы Кристины (в программе – симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк»), а также трое гнесинцев в один из дней сыграли собственный концерт. Их педагоги провели на фестивале мастер-классы.
О своих впечатлениях рассказывает Ольга Юрьевна Ивушейкова:
«Во время поездки мы посетили Гаагскую консерваторию, где познакомились с директором и учениками школы юных талантов, которая является предварительной ступенью поступления в консерваторию. Это школа для детей 12-15 лет, которые серьезно занимаются музыкой. Встреча, обмен опытом мне понравились.
Что касается самого фестиваля, все прошло, на мой взгляд удачно, интересно. И наши, и голландские дети играли на хорошем уровне. Пришлось довольно сложно, так как нужно было небольшим составом в короткий срок научиться играть симфоническую сказку Прокофьева «Петя и волк», которая изначально написана композитором для целого оркестра. На первой репетиции мне было немножко страшновато, потому что, как правило, у голландских детей гораздо меньше опыта в этом плане – обычные школы там находятся на достаточно низком уровне, дети занимаются специальностью по полчаса в неделю. Там нет таких специализированных музыкальных школ, как у нас. Но участники фестиваля были отобраны предварительно на другом конкурсе, который выявляет юных талантов и спонсирует их обучение. На концерте все звучало очень прилично, а голландский актер прекрасно дополнил музыку артистичным прочтением текста сказки.
Также я проводила мастер-классы для голландских учеников. Конечно, они сильно отличаются от тех ребят, которые приезжают на мои мастер-классы в России. Это были уже довольно взрослые дети, но они сознательно решили посвятить себя музыке и сделали это недавно. Они умные, мотивированные, понимают музыкальную задачу, но у них очень много проблем, связанных с технологией игры на флейте.
Я сама езжу учиться у западных педагогов, но далеко не все родители в Европе могут позволить себе платить за частное обучение детей у хороших преподавателей. Это очень дорого, а на выходе неизвестно, будут ли эти дети хорошо устроены в профессии. В общем, это непопулярно, и играют серьезно, качественно, как правило, только дети музыкантов. В связи с этим особенно приветствуются визиты мастеров из России – мастер-классы, которые проходят в рамках «Зимних вечеров на Амстеле», привлекают много желающих.
Думаю, этот фестиваль – отличный вклад в диалог российской и голландской культур, и мне приятно, что мы тоже к нему причастны».