Профессионалы его уважают, а меломаны – почитают. Для поклонников классической музыки выступление 26-летнего уникума, лауреата XV Конкурса им. Чайковского Люка Дебарга в московской Гнесинской школе стало знаковым событием – билеты разлетелись в одно мгновение за несколько месяцев до мероприятия. Пообщаться с пианистом в уютном небольшом концертном зале мечтали очень многие.
После основной программы концерта, которая включала в себя Сонату № 14 Шуберта и Сонату № 2 Шимановского – публика настолько активно скандировала «Браво!», что Люка Дебарг выходил на бис дважды, и, судя по атмосфере в зале, вышел бы еще не раз, если бы не заслуженное желание отдохнуть перед беседой.
Ко второй части вечера зрители подготовились на славу. Хотя пианист за время своего творческого взлета дал множество интервью, все же нашлось немало новых интересных вопросов, которые, порой, даже вызывали у Люка озадаченное выражение лица. Например, если бы он, как Малевич, рисовал квадрат, то какого цвета? На этот вопрос Люка Дебарг ответил, что нарисовал бы круг.
Большой интерес вызвала программа, которую артист исполнил в этот вечер. Шимановский не входит в ряд самых репертуарных композиторов у концертирующих пианистов. Почему же выбор молодого мастера пал именно на него? Вот и ответ: «Ноты Сонаты Шимановского я купил в магазине в тот же день, что ноты Метнера. Я искал для своего репертуара что-нибудь, чего нет в интернете. Вернувшись домой, я попытался сыграть Шимановского, но понял, что единственный способ сыграть это – выучить наизусть, и сказал себе, что однажды это выучу».
Люка Дебарг обращает особое внимание не только на музыку Шимановского, но и в целом на искусство начала прошлого столетия: «Я думаю, что мы еще не извлекли всех уроков из искусства первой половины XX века, которые могли бы. Прежде, чем интересоваться опытами в современном искусстве, я думаю, что стоило бы сначала покопаться в том, что происходило в искусстве первой половины XX века – например, Пикассо, Стравинский, Пруст».
Кроме того, известно, что пианист очень неравнодушен к джазу, и даже когда его спросили, какое произведение он сыграл, если бы ему предложили отправить эту музыку в космос (как сделали с записью Гленна Гульда), Люка решительно указал не на классику, а на джаз.
Люка Дебарг любит не только импровизировать, но и сочинять музыку, и сказал, что если бы не был пианистом, то посвятил бы себя композиции, чем уже отчасти занимается: «Я бы хотел, чтобы мою музыку издавали. Не имеет никакого смысла писать музыку, если ее не издают».
Конечно, не обошлось без вопросов, связанных с тем, как именно происходит творческий процесс у пианиста, который в одночасье обратил на себя внимание всего музыкального сообщества. Выяснилось, что Люка Дебарга привлекают те сочинения, в которых «есть очень странные переходы, несовершенные, но это и делает музыку очень живой. Мне нравится, когда какие-то моменты в музыке выходят на поверхность постепенно. Это завораживает». Он рассказал, как сосредотачивается перед выступлениями: «Перед каждым концертом, каждым произведением я нахожу точку. Все, что было до и после, направляется к этой точке. Это мой способ сконцентрироваться».
«Для того, чтобы начать играть, мне необходима тишина, потому что музыка – это тишина, которая появляется между звуками. Я не могу сразу прийти и прыгнуть за рояль».
А что же происходит после выступления? Что является критерием хорошего исполнения?
«Игра на фортепиано – это наука. Интерпретация произведения – это не проигрывание нот и не игра в зависимости от того, что ты чувствуешь в данный момент. Это ясное ощущение своих чувств в данный момент и знание нот до такой степени, что появляется возможность передать послание, «слова», которые заложены в этом произведении. Для меня удачным исполнением было бы такое, при котором люди бы забыли о пианисте, о том, что они находятся в концертном зале, забыли бы даже о том, кто написал это произведение».
И, напоследок, еще один секрет успеха Люка Дебарга, который связан с названием проекта «Игра без правил»: «Если правила склоняют к их нарушению, я ими пренебрегаю. Для меня на первом месте – музыка, а традиций исполнения не существует».