Беседа с «Лучшим учеником МССМШ им. Гнесиных 2016 года» Александром Малофеевым и его преподавателем Еленой Владимировной Березкиной.
1. Интервью с Александром Малофеевым
– Саша, приближается торжественный момент, когда тебе будет вручен диплом «Лучшего ученика 2016 года» от МССМШ им. Гнесиных. А сколько лет ты учишься в нашей школе?
– Я пришел в школу в 8 классе вместе с моим педагогом – Еленой Владимировной Березкиной. С тех пор прошло два года; сейчас я учусь на I курсе колледжа. Очень рад, что школа, педагогический коллектив посчитали меня достойным этого звания.
– Я беседовала с твоими педагогами по музыкально-теоретическим предметам – они говорят, что ты не теряешь ни секунды, занимаешься даже в дороге… Какие предметы у тебя любимые?
– Я очень люблю музыкальную литературу. Ее ведет Татьяна Анатольевна Тамошинская. Прекрасно знать, какое место в истории музыки и творчестве автора занимает то или иное произведение. Сольфеджио до этого года со мной занималась Надежда Григорьевна Зенкина, которая подняла меня на более высокий уровень, соответствующий обучению в Гнесинской школе. С I курса я изучаю сольфеджио и гармонию у Татьяны Владленовны Федченко.
– Ты занимаешься в группе?
– Сейчас индивидуально из-за напряженного гастрольного графика. Но, по возможности, стараюсь посещать и групповые занятия.
– А из общеобразовательных предметов у тебя есть любимые?
– Литература; я очень люблю читать.
– Назовешь любимые книги?
– Из классики – «Дядя Ваня», «Чайка» Чехова; из современных авторов – Пелевин, Довлатов. Также мне помогают знания по предмету «Мировая художественная культура». Я всегда интересовался искусством, но раньше это происходило бессистемно. Теперь, приезжая в любой город, я обязательно иду в музей, узнаю картины, которые мы изучали с Еленой Олеговной Гайской.
– А любимые композиторы есть?
– Я очень люблю музыку Сергея Васильевича Рахманинова, ее масштаб и глубину. Но все-таки выделить одного композитора, одну вершину из ряда гениев очень сложно.
– Как выстраиваются отношения с одноклассниками?
– Школа стала для меня особым местом, куда я прихожу и учиться, и пообщаться с одноклассниками. Они очень тепло приняли меня. Дружу с Митей Юдиным, с Маней Шерлинг. Много времени для общения, к сожалению, нет.
– Елена Владимировна тебя учила и раньше, до Гнесинской школы?
– Да, она с пяти лет учила меня в ДМШ им. Н.П. Осипова, она мой единственный педагог.
– Что ты скажешь о ее педагогическом методе?
– Учиться у нее непросто, она очень требовательна, а в некоторых вопросах даже авторитарна. Но наше общение не ограничивается только инструментом, мы много беседуем о связи музыки с другими искусствами, с историей. Для Елены Владимировны очень важна атмосфера в классе, где все должны друг другу помогать.
– 13 февраля у тебя сольный концерт в ММДМ. Расскажи, пожалуйста, о его программе.
– Программа очень красивая, разнообразная, требующая особого восприятия – М. Равель, Ф. Шопен, С. Рахманинов, Л. Годовский. Программа выстраивалась долго, тщательно. Нужно учитывать, что большой круг произведений не должен перегружать слушателя. Обязательно должны быть произведения, требующие особой концентрации и от слушателя, и от исполнителя, и те, на которых можно «выдохнуть».
– Знаю, что ты только сегодня прилетел; расскажи, пожалуйста, откуда.
– Из Милана. Там был концерт с Валерием Абисаловичем Гергиевым в театре «Ла Скала». Я играл Первый концерт Чайковского. Был очень теплый прием, я получил большое удовольствие от общения с миланской публикой.
– Ты исполнял концерт Чайковского не впервые?
– Я играл его много раз – и с Владимиром Теодоровичем Спиваковым, и с Валерием Абисаловичем Гергиевым. Исполняя его, очень важно, не нарушая устоев, найти каждый раз что-то новое и интересное.
– А с нашим оркестром «Гнесинские виртуозы» ты выступал?
– Да, я играл двойной концерт Баха вместе с Борисом Вадимовичем Березовским на праздновании 70-летия школы; Михаил Сергеевич Хохлов дирижировал оркестром. Мне кажется, у нас получилось.
– Какие у вас с Еленой Владимировной дальнейшие планы?
– Пройти как можно больше авторов и произведений. Сейчас хочу играть Шуберта, Брамса, Бетховена, Мессиана, Бриттена, Хиндемита. Очень многое еще предстоит открыть.
– Ты выиграл Юношеский конкурс имени Чайковского, собираешься на взрослый?
– Готовиться к такому мероприятию, как конкурс имени Чайковского, нужно заблаговременно, посмотрим. Могу только сказать, что никакой конкурс не отменяет задач сегодняшнего дня, которые исполнитель ставит перед собой на каждом выступлении – дотронуться до человеческой души, максимально полно раскрыть замысел автора.
– Кроме занятий музыкой остается время на какие-то увлечения?
– К сожалению, его практически нет. В свободное время могу поиграть в футбол с младшим братом.
– Последний вопрос – как ты думаешь, что в твоем характере главное, а что ты хотел бы убрать, исправить? Какой ты?
– Сейчас во мне преобладают целеустремленность и желание развиваться, но в глубине души я очень ленивый. Приходится с этим бороться.
2. Интервью с Еленой Владимировной Березкиной
– Елена Владимировна, скажите, пожалуйста: Саша – какой ученик?
– Поскольку я веду Сашу с пяти лет, могу сказать, что Саша был разным в разные периоды. Долгое время он был молчун, и многие люди не понимали, зачем я в него столько вкладываю, не видели тех перспектив, которые были очевидны для меня с самого начала. Потом был очень сложный период, когда мне нужно было гораздо большее количество часов для занятий с ним, а родители не видели его профессиональным музыкантом. Он учился в лингвистической гимназии, занимался языками по углубленной программе. Победа на юношеском конкурсе Чайковского и поступление в МССМШ им. Гнесиных стали для Саши переломным моментом. Он окончательно встал на профессиональные рельсы.
Ему пришлось трудно по музыкально-теоретическим дисциплинам, пришлось догонять. Мы очень благодарны директору школы Михаилу Сергеевичу Хохлову за то, что для Саши было составлено индивидуальное расписание занятий с учетом графика его выступлений.
Саша – хороший человек; если бы он был другим, я бы давно с ним рассталась – слишком много часов мы проводим вместе.
– Какие у Вас идеи по поводу дальнейшего развития Саши?
– Для музыканта главное – найти свое лицо. Мне нравится, когда пианист проявляет себя в разных направлениях. Саша развивается гармонично – ему удается и барокко, и классика, и романтика. Ему все интересно. При таком тяжелом графике (концерты и учеба), как у него, есть опасность «выгорания». Избежать этого, не потерять интерес к процессу, можно только одним способом – каждый раз выходить на новую ступень развития. Как в уже пройденном материале, так и в новых произведениях. Процесс художественного становления возможен, когда ты знаешь свое ремесло на уровне «микроскопа», как ученый, рассматриваешь и изучаешь интересующие тебя объекты все подробнее. Наша задача – развить в учениках потенциал для дальнейшего самосовершенствования.
– Саше сейчас 15 лет?
– Да, не так давно исполнилось.
– Получается, что Вы занимаетесь с Сашей уже 10 лет?
– Даа… Отношения со стажем. Но, думаю, для Гнесинки это обычная история.
– Приближается время, когда Вы должны будете расстаться с Сашей. Как Вы к этому относитесь?
– Так, как должен относиться разумный человек и профессионал к неизбежному, а именно к тому, что дети вырастают; ученики становятся концертирующими музыкантами, педагогами, коллегами – это жизнь. Но пока я еще очень многому должна его научить.
– 13 февраля состоится сольный концерт Саши в ММДМ…
– Да, там будет новая программа.
– В год окончания школы будет проходить конкурс Чайковского, вы бы хотели в нем участвовать?
– На такой конкурс нужно идти лишь в том случае, когда помимо огромного репертуарного багажа имеется достаточная пианистическая зрелость, тонкость и даже мудрость. Посмотрим.
– Напоследок скажите, пожалуйста, пару слов о Ваших педагогических планах и ближайших мероприятиях Вашего класса.
–18 марта в Санкт-Петербурге состоится концерт моего класса; а 19 марта там же четыре моих ученика сыграют с оркестром – Аниса Дажаева будет играть концерт Баха, Федя Орлов – II концерт Шопена, Егор Опарин – I концерт Прокофьева, а Саша Малофеев – II концерт Рахманинова.
– Большое спасибо за беседу. Успехов и осуществления задуманного – Вам и Вашим ученикам!
Интервью Анны Занковой