«Ритм-театр» - уникальная творческая лаборатория, единственная в России, где работа основана на принципах основателя ритмики Э. Жак-Далькроза. Здесь детей учат общению с партнером и зрителем, самовыражению, импровизации и борются с главными «врагами» исполнителя – сценическим зажимом и чрезмерным волнением.
Феномену импровизации была посвящена конференции в Канаде, где с мастер-классами выступила руководитель «Ритм-театр» Елена Романова. Она поделилась своими впечатлениями о мероприятии и рассказала о том, насколько сегодня метод импровизации значим в работе с детьми и взрослыми
О конференции
Это большое событие в мире преподавателей такого направления образования, как ритмика Далькроза. Происходило оно в Квебеке с 30 июля по 5 августа. Каждый день было множество интересных событий – основные доклады, небольшие сообщения, мастер-классы, мастерские и многое другое.
В конференции приняли участие около 500 человек из 30 стран мира. Важно было понять, чем их может заинтересовать «Ритм-театр» нашей школы, который существует под моим руководством уже 12 лет.
На этом мероприятии меня поразил очень глубокий научный подход к теме – была возможность с разных научных точек зрения посмотреть на феномен импровизации. Когда ты можешь хорошо понять, что и как происходит, ты сам сдвигаешься с места и это вдохновляет.
Второе, что меня впечатлило – то, что Далькроз-ритмика, важнейшей частью которой является импровизация, применяется в работе с людьми пожилого возраста. Этому придается огромное значение в мире. Она помогает в лечении болезни Альцгеймера и многих других. Видимо, ничто так не будоражит мозг, как ритм, соединение движения, памяти, музыки. У меня на глазах проходил мастер-класс на эту тему под руководством профессора из Швейцарии: пожилые люди начинали оживать, двигаться, активно реагировать на музыку. Это было потрясающе!
Третье яркое воспоминание о конференции – это, конечно, новые знакомства. На мои мастер-классы пришло достаточно много желающих из разных стран. Очень важно получать хорошие отзывы, видеть, что людям это небезразлично. Они смотрели видеоспектакли «Ритм-театра», им это было близко, понятно и любопытно – как и что у нас происходит. Когда видишь отклик, это всегда вдохновляет.
Об импровизации
Вся наша жизнь пронизана импровизацией. Ее преподавание уже давно приветствуется в других странах, но у нас в XX веке во времена советского строя было закрыто множество студий, в которых свободно творили.
Чтобы музыкант стал живым, ему нужно ощущать жизнь, а если мы говорим, что импровизация – это жизнь, то она обязательно должна сопровождать артиста. Этому моменту было посвящено на конференции много докладов, причем с научными обоснованиями. Особенно меня привлекли результаты исследований, связанных с процессом импровизации у музыкантов – как они это делают, настраиваются на процесс, что ими движет. Также были доклады о том, чем отличается мозг музыканта от человека, который никогда не занимался музыкой, насколько по-разному они устроены и подвержены заболеваниям.
Для педагога навык импровизации тоже важен – он позволяет настроиться на правильную волну во время урока, использовать в нужном русле идеи учеников, с удовольствием провести время. Чтобы не было страха перед импровизацией, необходимы базовые навыки. Этому на конференции посвящались отдельные мастер-классы, уроки. В рамках своих мастер-классов я тоже старалась показать, как побудить учеников творить самостоятельно и с интересом. Я показала несколько упражнений на раскрепощение – мы использовали пантомиму, игры с ритмом.
Когда в «Ритм-театре» мы с учениками создаем характеры персонажей, нами движет не только музыка, но и другие способы творческого самовыражения – рисунки, танцы, видео. Когда ребята сами пробуют воплотить образ через разные виды творчества, тогда этот образ чувствуется у них более объемно, он становится их собственным. Это касается именно методов работы с детьми.
О будущем спектакле
Следующий спектакль «Ритм-театра» будет показан на фестивале «Январские вечера» 24 января 2018 года в Центре эстетического воспитания «Мусейон». Название нового спектакля – «Кукольный бунт». По моему замыслу сюжет придумывают на сцене сами школьники – они могут ошибаться, что-то переделывать в процессе и принимать решения прямо по ходу действия. Они сами выберут, в какую сторону развернется сценарий. Аллюзии на сказку «Буратино», пьесу Шварца «Тень», появление кукольного персонажа Петрушки помогут зрителям понять, какие идеи хотят донести до них авторы этого представления.