«Сонаты Бетховена – целые поэмы. Содержание их обнимает с замечательной полнотой волнения и перипетии целой внутренней жизни человека», – писал более века назад один из исследователей наследия великого классика. Музыковеды давали камерной музыке Бетховена поэтизированные эпитеты – такие, как «библия для музыканта, подобно фугам Баха», стремясь подчеркнуть их фундаментальность, глубину и художественную ценность для мировой музыки.
Концерты абонемента «Бетховен. Все сонаты на исторических клавирах» дают возможность не только испытать на себе силу эмоционального переживания, революционный заряд, заключенный этих драматических сочинениях, но услышать эту музыку на единственном в Москве 6-октавном хаммерклавире по оригиналу Л. Дулькена (Мюнхен, 1815) и 5-октавном «моцартовском» хаммерклавире по оригиналу И.Я. Кённике (Вена, 1790) фирмы «Neupert». Герои пятого концерта цикла (17 января, Дом на Знаменке) – профессор Московской консерватории Юрий Мартынов и его коллега – солистка ансамбля «La voce strumentale» Александра Коренева.
Юрий Мартынов (хаммерклавир)
Соната № 23 фа минор («Appassionata»), ор. 57
Соната № 27 ми минор, ор. 90
Соната № 31 ля-бемоль мажор, ор. 110
Александра Коренева (хаммерклавир)
Соната № 24 фа-диез мажор, ор. 78
Соната № 25 соль мажор, ор. 79
Соната № 26 ми-бемоль мажор («Прощальная»), ор. 81а
Юрий Мартынов – один из тех штучных музыкантов, чьё исполнительское искусство соединяет лучшие традиции русской фортепианной и западноевропейской клавирной школ с неповторимой индивидуальностью. В мире насчитываются единицы исполнителей в равной степени в совершенстве владеющих таким количеством инструментов и стилей. Он является единственным исполнителем, осуществившим запись всех симфоний Бетховена в транскрипции Листа для фортепиано соло на инструментах листовского времени. Кроме того, он стал пионером и исполнении «Хорошо темперированного клавира» И.С.Баха на клавикорде. Спектр его музыкальных интересов составляют сочинения различных эпох – от Ренессанса до современных авангардных направлений. С 2008 года ведёт специальности клавесин, хаммерклавир, камерный ансамбль и искусство континуо в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.
Александра Коренева — постоянный участник московского ансамбля «La voce strumentale». С 2008 года она ведет специальности клавесин, хаммерклавир, камерный ансамбль и искусство континуо в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. В 2017 году вышли в свет два альбома Александры Кореневой – с Трио-сонатами Г. Ф. Телемана (при участии Э. Босграфа, Д. Синьковского и Б. Матэ) и диск сольной и ансамблевой музыки эпохи барокко с ансамблем «Il Botto Forte».
Юлия Чечикова