Идейный вдохновитель и исполнительница партии второго фортепиано, педагог Анна Арзаманова рассказала публике, заполнившей весь зал, о том, как родилась идея такого удивительного концерта:
«Мне вдруг пришло в голову, что играть «Весну Священную» на двух роялях – как-то уж совсем просто, даже бедно, потому что музыка эта – первобытно-общинная, из тех времен, когда про рояль никто не слышал. Что сделал первый человек: замычал или застучал камнем о камень? Уж точно не заиграл на рояле... Поэтому первобытные инструменты – это, в первую очередь, голос, то, во что можно дудеть и по чему стучать. Мне захотелось впустить эти звуки без добавленной меди симфонического оркестра в пространство нашего прекрасного зала».
И во втором отделении концерта погас свет, загорелись ало-зеленые софиты. Спрыгнули с потолка густые тени, и два огромных черных рояля зеркальными скалами закрыли от зрителей музыкантов, оставив лишь их неясные, будто потерявшиеся в веках, силуэты. Бурная, насыщенная, равная голосу земли музыка превратила белые колонны Органного зала в спицы клетки, которая будто сдерживала дикое неистовое сердце, желающее вырваться на свободу. А трубы органа оскалились пастью, готовой то ли защитить творцов своего голоса, то ли их пожрать в алом пламени страсти.
Динамическое движение композиции исполнителей «Весны Священной» на сцене придавали ударные – блестящий Михаил Путков, который, казалось бы, сам превратился в ритм и страсть, и внимательные к каждому вдоху звука Майя Журютина и Матео Ривас-Кастро. «Весна» (прозвучавшие «Поцелуй земли» и «Великая жертва») конечно же, сорвала овации и крики «браво».
Фото И. Шымчак
«К центральному произведению, – продолжает рассказ о создании концерта Анна Арзаманова, – добавились и те, что предложили наши прекрасные музыканты, которые ярко зажглись идеей этого концерта. Произведения, которые мы подобрали, все оттуда – из славянской культуры, немножко иррациональной, как та эпоха постмодерна, в которую творил Стравинский. Эта музыка чистая, без фальши, без «калинки-малинки» и того, чем потом это обросло. Мария Остроухова предложила мне включить в концерт потрясающие песни. Антон Прищепа откликнулся тремя пьесами для кларнета соло. Александр Шайкин решил исполнить «Петрушку», и мы все вместе постарались, чтобы славянская тема Стравинского была широко представлена».
Фото М. Диновой
В первом отделении, подготавливающем публику к бушующей «Весне Священной», особенно колоритно прозвучали четыре «Прибаутки» для голоса и фортепиано: «Корнило», «Наташка», «Полковник», «Старец и заяц», к которым специально добавили партию кларнета. А кошачьи ушки, трогательно заколотые в волосах Марии Остроуховой, дополнили сценический образ во время ее исполнения «Кошачьих колыбельных». На сцене эффектное стилизованное «мяукание» (такой придумали роль) сопровождали кларнетисты Антон Прищепа, Ксения Мельник и Андрей Рязанцев. Эта музыка создала в зале иллюзию воображаемого площадного театра, в котором замелькали, казалось бы, знакомые с детства, но очень странные сказочные образы.
Особенно оживила публику песня «Ворона», где Стравинский, по меткому замечанию Анны Арзамановой, иронично раскрыл саму суть русского национального характера. Песня о том, как мужик ехал по мосту, увидел ворону, которая на нем сохла, и положил ее под мост, чтобы она мокла. Возвращаясь обратно, он увидел ворону, которая мокнет под мостом и положил ее на мост, чтобы она сохла. И так, катаясь по делам, он нерационально (но, видимо, с добрым умыслом помочь) терзал бедную птицу туда-сюда, и та и не думала сопротивляться.
Завершил первое отделение эффектно исполненные Александром Шайкиным три фрагмента из балета «Петрушка»: «Русский танец», «У Петрушки» и «Гулянье на Масленой».
Публика оценила слаженную игру музыкантов, которые собрались в полном составе для репетиции «Весны Священной» только в день концерта. Это еще раз доказывает, что сочетание высокого профессионализма, креативных идей и воодушевления новаторской музыкой способны создать единое пространство, целую планету, где даже самые дикие ноты и звуки всегда находят свою гармонию на пути к людским сердцам.
Майя Динова