Концерты классической музыки нередко вызывают у обычной публики стереотипные ассоциации торжественной чопорности, черно-белых фраков и лиц артистов, погруженных в глубокие (уж точно не доступные рядовым зрителям!) эмоции. Но это всё – облако на луне, и по-настоящему яркие концерты классической (и камерной) музыки проходят иначе.
Настоящие музыканты, исполняющие классику, её проживают. Да так, что заражают своими эмоциями зал, но не натужно, как иные театральные актеры, а искренне, от вдохновенного порыва, продолжая эмоцией звучание своего инструмента. Такие на сцене – действительно артисты, ибо даже глухой, глядя на их движения и лица во время игры, поймет, о чем может говорить музыка. Особенно когда образы произведения, выраженные в сочетании звуков и тембров, складываются в развитую драматургию. Так композитор превращается в драматурга, а дирижер или, за его отсутствием, дух коллектива, становится режиссером.
Легко считывается, сколько на сцене музыкантов – четыре человека с инструментами или ансамбль. Если второе, то исполняемая музыка воспринимается цельно, словно сферой она охватывает и сцену, и зал, и в ней уже нет отдельной партии скрипки или партии альта. Музыка неделима, и выразить это – еще одно высочайшее мастерство.
В первый день весны такие мастера выступили на сцене Гнесинки: солисты оркестра «Виртуозы Москвы» Виталий Хандрас (скрипка), Лев Иомдин (скрипка), Антон Кулапов (альт) и Александр Непомнящий (виолончель). Может, это токи весны или полная белая луна, зависшая прямо над школой и любопытно глядевшая в окно, но музыканты действительно были «в ударе». Рвались струны, метались локти, вскакивали солисты… Так ярко играют только джаз. Тогда как в этот вечер прозвучали Терцет для двух скрипок и альта А. Дворжака, струнный квартет №13 Ф. Шуберта и второй струнный квартет П.И. Чайковского. Но даже эти композиции порвали: и струны, и стереотипы, и зал. Так, что бисировали трижды и выпросили у музыкантов, помимо основной программы, «Утреннюю молитву» Чайковского и «Польку» авторства трех композиторов Беляевского кружка, от ритмов которой (даже на сцене) потянуло в пляс.
Люди, не купившие свой билет на камерный концерт квартета 1 марта и в полнолуние, возможно, были не готовы рушить свои стереотипы о классике и камерной музыке. Но именно в такие мистические моменты музыка творит с нашими душами и чувствами магию, сродни шаманской, которую не заточить в черно-белый фрак, даже если он ей полагается.
А рубашки на музыкантах, к слову, были черные.
Текст и фото: Майя Динова