17 и 18 января в МССМШ им. Гнесиных прошли практические занятия, посвященные импровизации в различных ее проявлениях. В течение двух дней ученики школы занимались музыкальной импровизацией в ансамбле под руководством Антона Прищепы и Зои Вязовской, ритм-танцем с Еленой Романовой, рисовали под музыку вместе с Татевик Чубарян, а также пробовали себя в контактной импровизации с Юлией Бодровой.
Проект получил большой отклик среди юных гнесинцев и показал, что подобная форма работы в настоящее время является более чем востребованной: в первый день мастер-классы посетило менее десяти детей, во второй это число увеличилось более чем в два раза. Интенсивное погружение в импровизацию дало весьма эффективный результат: дети получили большую творческую свободу, раскрылись и научились отвечать своим потребностям самовыражения.
Об идее проекта рассказал куратор блока ансамблевой импровизации, преподаватель МССМШ им. Гнесиных Антон Прищепа: «Методы, которые используются в обучении детей музыке, нуждаются в дополнении, обновлении и изменении. Исходя из своего опыта, я вижу, что мы допускаем довольно важную проблему. Когда ребенок учится говорить, он сначала учится внятно выражать себя, свои мысли и желания при помощи слов, и только потом, в детском саду или школе, начинает учить наизусть стихи – образцы всемирной литературы и поэзии идут вслед его естественным высказываниям.
В музыке наоборот: прежде, чем у ребенка проснулась потребность «говорить» и он научился как-то это делать, мы даем ему образцы мировой музыкальной классики, которые он зачастую даже не может понять и оценить – не то что высказаться на этом материале. Безусловно, мы не можем от этого отказаться, ведь мы должны работать на каком-то материале. Важный момент – пробудить в человеке любого возраста потребность высказываться. Он должен в первую очередь понять не то, что Моцарт оставил великую музыку, и что мы пробуем сыграть это на инструменте, а то, что ему, как человеку. априори есть, что сказать. С этой точки зрения импровизация помогает человеку понять, что ноты – это не то, что написано на бумаге, а то, что есть у тебя внутри, и ты можешь сказать это через свой инструмент.
Работая уже 13 лет в спецшколе, я понимаю, что детей, которые импровизируют по собственному желанию, довольно мало. У преподавателей в силу сложных программ нет времени этим заниматься. Когда есть необходимость хотя бы на шаг отступить от того, что есть в нотах, многие ребята совершенно теряются. Идея нашего проекта – раскрыть творческую свободу детей через процессы, которые обычно остаются за рамками занятий».
Скрипачка и художник Татевик Чубарян, автор проекта PaintAtonika, предложила ребятам поимпровизировать на тему услышанных сочинений с красками и кисточками в руках.
Во время художественной импровизации звучала музыка: К. Дебюсси. «Лунный свет» (из «Бергамасской сюиты»); А. Шнитке. Concerto Grosso № 1, V часть; В.А. Моцарт. Концерт №23, II часть; А. Пярт. «Fur Alina»; Н. Порпора, ария «Come nave in mezzo all'onde».
Татевик также рассказала о результатах своих мастер-классов: «Порой для того, чтобы пробудить фантазию и испытать сильные ощущения, нужно посмотреть на привычное с непривычного угла. Иногда, чтобы почувствовать произведение глубже, нужно закрыть глаза и представить, что его можно нарисовать. На занятиях мы пытались поймать свои ощущения от музыки и запечатлеть их на бумаге, не ограничивая свою фантазию. Мы пробовали передать суть сочинения, одновременно с этим узнавая композитора, эпоху, стиль, максимально погружаясь в те состояния, которые создает автор.
До начала занятий я совершенно не представляла, как процесс будет воспринят детьми, но их рисунки поразили меня своей точностью и глубиной. Я убеждена, что разностороннее развитие, изучение разных форм искусств совершенно необходимо для формирования сложных связей и ассоциаций, которые отличают больших музыкантов – художников в широком смысле слова. Поэтому дискуссия, которая предполагает обсуждение музыки и живописи одновременно, может быть очень ценной и запоминающейся для ребенка.
За два дня участники послушали несколько очень разных музыкальных произведений и постарались максимально их прочувствовать, запечатлеть на бумаге и обсудить свои ощущения. Мне кажется, очень важно научится говорить о том, что чувствуешь, поскольку осознание своих ощущений – прямая дорога к тому, чтобы осмысленно их выражать. Именно этого так или иначе требует от нас сцена. Импровизационная форма, в которой мы работали – одна из самых захватывающих и вдохновляющих, поскольку существует только в конкретном моменте и позволяет освободить и раскрыть потенциал ребенка, который иногда и сам не знает, на что он способен».
Контактная импровизация, в которой гнесинцы попробовали себя под руководством тренера Юлии Бодровой, – одна из форм свободного танца, который учит не бояться новых движений, эмоций, и, в конечном итоге, не бояться сцены. «Мы делали различные начальные упражнения: двигались от разных частей тела. Например, одна рука делает движения вверх-вниз, свободно, как будто совершает движение сама, повинуясь ощущениям, может закручивать тело, может взлететь вверх. Затем подключается левая рука, как ей хочется. Также свободно путешествует колено правой ноги, пятка левой ноги или же голова. Голова, одно из главных действующих лиц импровизации – «путешествовала» от одного конца зала до другого, фокус внимания был в тот момент исключительно на ней, можно было фантазировать, как именно ею двигать, наклонять, опускать ниже таза, прыгать. Было важно, чтобы ребята отвлеклись от привычных поз, посмотрели на свои движения с непривычной стороны. Далее было взаимодействие в группе, заданием для группы было идти всем вместе и быть внимательными друг к другу. Если кто-то решал остановиться, все должны были также остановиться, сразу, как остановка будет замечена», комментирует Юлия Бодрова.
Елена Романова – преподаватель МССМШ им. Гнесиных по ритмике и художественный руководитель «Ритм-театра». Занятия Елены Романовой подводят детей к импровизации на инструменте и продолжают идеи известного швейцарского педагога Эмиля Жак-Далькроза.
17-18 января Елена провела несколько мастер-классов по ритмике для детей. Среди заданий, вошедших в мастер-классы – «Три поверхности» (дети представляют пол как болото, огонь и лёд, по-разному касаясь его поверхности), «Скорости движения» (показывают разными руками сразу два темпа), изображение заданных темпов и нюансов, а также этюды животных, которые имели наибольший успех среди участников. При этом в каждое упражнение сочетало в себе ритмику и музыку: один из детей пытался понять идею движений других ребят и отразить ее в музыкальной импровизации за инструментом.
Елена Романова рассказала о результатах таких упражнений на уроках «Ритм-театра»: «Я знала, что дети собрались достаточно темпераментные – энергии и желания себя показать хоть отбавляй. Но то, что они будут бесстрашно выполнять те же задания по импровизации за инструментом – этого я, честно говоря, даже не предполагала».
Блок ансамблевой импровизации проводился педагогами МССМШ им. Гнесиных Антоном Прищепой и Зоей Вязовской, которые уже пробовали проводить подобные занятия в своем Летнем лагере на Волге. Однако не у всех юных музыкантов есть опыт в занятиях импровизацией – некоторым из них свобода самовыражения дается нелегко. О подготовительном этапе в работе с детьми рассказал Антон Прищепа:
«На мастер-классе присутствовали маленькие дети, которые стеснялись, зажимались и не были уверены, что вообще смогут что-то сыграть на своем инструменте. Задания, которые я даю, в первую очередь связаны с элементом игры. Первое из них – на передачу движения: все участники садятся в круг, кто-то задает определенный ритм или жест, а все остальные должны за ним повторить. Когда круг заканчивается, другое движение показывает следующий человек. Таким образом, каждый ребенок имеет возможность задать что-то свое и посмотреть, как другие на это реагируют.
Следующее задание – то же самое, но вместо ритма каждый играет одну ноту на своем инструменте и передает ее дальше. Все воспринимают это как продолжение игры и не задумываются о том, что уже начали импровизировать: нот перед ними нет, что играть – они не знают; более того: это становится совершенно не важным, они могут исполнить любую ноту. Дальше начинается то, что даже для меня самого является волшебством после стольких лет работы: когда по кругу ребята совершенно произвольно и при этом ритмично играют по одной ноте, из этого неожиданно начинает рождаться музыка. Дети начинают прислушиваться к тому, что происходит вокруг них, и вместо простого попадания в ритмический паттерн начинают пытаться подстроить свою ноту к ноте окружающих. Таким образом, через 10-15 минут такой игры они полностью готовы к тому, чтобы выполнять любые импровизационные задания. После того, как дети будут приходить на такие занятия в третий-четвертый раз, в проведении подобного подготовительного этапа уже не будет необходимости».
Выполнение нескольких подобных заданий дает видимый результат, и после проделанной работы дети готовы попробовать себя в более сложных упражнениях. Одно из них – сочинить план целой музыкальной композиции и исполнить ее путем коллективной импровизации. Ведущим назначается один из детей, который играет роль композитора – он распределяет роли других музыкантов и придумывает форму будущего произведения.
В планах у кураторов – продолжение проекта на новом уровне в более полноценном формате пятидневного интенсива. Предполагается и проведение заключительного концерта, который даст возможность всем желающим увидеть результат – чего можно добиться за пять дней обучения импровизации и как это можно воплотить на сцене. Повторное проведение курса будет анонсировано заранее, а попасть на мастер-классы можно будет по записи.
Беседовала Наиля Насибулина
Фото: Арина Фролова