30 мая в Органном зале состоялся авторский вечер выпускника и педагога Школы им. Гнесиных, композитора и мультиинструменталиста Антона Прищепы. Прозвучали произведения, созданные автором за 17 лет творческой деятельности. В концерте приняли участие ученики, друзья и коллеги музыканта.
Вечер открылся небольшим предисловием Антона Прищепы о смысле творчества:
— Я с детства пытаюсь сложить звуки в ту единственную комбинацию, которая мне и другим будет нужна. Вопрос «зачем?» - чтобы поделиться с вами. Мне всегда казалось, что музыка существует только тогда, когда она начинает звучать: кто-то должен притронуться к инструменту, чтобы он заиграл. Тогда рождаются вибрации, которые передаются по воздуху, и невидимые струны музыки соединяют нас с вами и дают возможность случиться чему-то мимолетному, неповторимому.
Этот вечер состоялся благодаря удивительному стечению многих обстоятельств. Так, друзья композитора, выпускники МССМШ им. Гнесиных Денис и Анастасия Петрунины (дуэт «ViMaDeAn») специально приехали в Россию, чтобы принять участие в концерте. К слову, Антона с Денисом Петруниным связывает дружба и музыкальное сотрудничество с 2001 года (тогда они еще учились в 8 классе). Именно в то время родилось произведение под названием «Диалоги», которое исполнители спустя столько лет снова представили на сцене Школы им. Гнесиных:
— Название произведения «Диалоги» никак не связано с тем, что инструмента два, - рассказывает Антон, - просто в тот год я осознал для себя, что диалог (с друзьями, реальностью, высшими силами) куда шире, чем общение двух людей или инструментов – это главная форма нашей жизнедеятельности.
Еще один участник концерта – скрипач Игорь Калнин (США) – оказался в эти дни в Москве проездом и с удовольствием вышел на сцену вместе с Антоном для презентации российской премьеры пьесы «Gathering shatters» («Собирая осколки»). Это произведение в 2017 году было создано по заказу Игоря Калнина для записи CD, посвященного музыке различных национальных школ. Игорь Калнин хотел исполнить произведение современного композитора из России – пьесу, которая бы отражала традиции русской народной музыки.
— В прошлом году неожиданно со мной вышел на связь скрипач из Америки, - поделился историей этого произведения Антон, - и сделал заказ, который меня поначалу поставил в тупик. Я даже хотел отказаться. А в итоге получилась странная история про то, как современный мир ищет связи с архаикой, с тем, что давно не является нашей живой традицией (по крайней мере для нас, горожан). И когда мы пытаемся к этому прикоснуться, начинается почти взаимоотторжение.
Музыка Антона Прищепы, по утверждению самого композитора – это чаще всего переплетение эмоций, которые он пережил когда-то. Оттого она – не заключенная в жесткие формы, не ограниченная рамками жанров – похожа на поток и собирается в целые корзины «осколков» воспоминаний, где каждый слушатель может найти что-то близкое для себя. Потому и название концерта – «Основано на реальных событиях» –выбрано не просто от названия одного из сочинений в программе, но как принцип творчества Антона:
— Каждая нота, которая прозвучала сегодня, - я прекрасно помню, где она запала мне в душу, в голову… не знаю, где там внутри хранятся ноты. Каждая из этих нот, одна за другой, рождает целую цепь ассоциаций с событиями, людьми, городами. Поэтому все мои сочинения основаны на реальных событиях. А может, я где-то угадал то, чего и не было…
Возможно, самым оригинальным (по истории создания) произведением оказалась заключительная пьеса вечера - «Вокзалы». Она была создана под впечатлением от железнодорожных джинглов. Когда-то у каждого вокзала был свой «голос» и, путешествуя, Антон Прищепа вдохновился двумя из них: Казанским и Саратовским.
— Саратовский сигнал [информационных сообщений на вокзале] звучал совершенно фантастически, на его основе можно было бы написать целую симфоническую поэму, - заметил композитор. В итоге, у Антона родилась динамичная импровизация на тему путешествий и открытий неизведанного. Музыка Антона Прищепы действительно может быть охарактеризована этим словом – «неизведанный». Следуя одному мотиву, можно вдруг очутиться в совсем другой стороне и не знать, что ждать «за поворотом такта». В бурлящем круговороте переживаний, эмоций и попыток сложить осколки в слово «вечность», оказываешься в этой музыке как Алиса в кроличьей норе – в особом мире, который ищет гармонию внутри себя. Но мало для кого в этот вечер музыка Антона Прищепы оказалась неизведанной: зал был заполнен его друзьями, педагогами, коллегами и учениками, которые горячо поддерживали музыканта и устроили ему овацию. Несмотря на сложность и напряженное звучание иных произведений, творческий вечер прошел в теплой дружеской атмосфере и был наполнен улыбками, объятиями и цветами.