«Январские вечера», созданные МССМШ им. Гнесиных в сотрудничестве с ГМИИ им. Пушкина, являются естественным продолжением знаменитых «Декабрьских вечеров» Святослава Рихтера, главная идея которых – не просто проведение концертов в залах музея и картинных галереях, а настоящее единство искусств, где музыка и живопись находятся в диалоге и органично дополняют друг друга. В «Январских вечерах» художниками становятся дети, которые каждый год специально рисуют иллюстрации к той или иной сказке. Запечатлеть картины, возникающие в воображении, юным творцам помогает музыка, подобранная к сказке. Звуковые иллюстрации каждый год записывает на DVD оркестр «Гнесинские виртуозы», а затем, на открытии фестиваля, исполняет эту музыку вживую.
Темой XIII «Январских вечеров» стала «Русалочка» Х.К. Андерсена. Подготовка к фестивалю идет полным ходом: практически завершен конкурс детских рисунков, а «Гнесинские виртуозы» провели 7-часовую запись музыкальных иллюстраций к сказке. Художественный руководитель фестиваля и дирижер оркестра Михаил Хохлов рассказал о музыке, которая прозвучит на DVD и открытии фестиваля, о сложностях записи и тонкостях оркестровки.
Художественный руководитель детского фестиваля искусств «Январские вечера» Михаил Хохлов (фото: Юрий Калистратов)
М. Х.: «Записывать музыку на диск было непросто: многие участники оркестра делали это впервые. Играть на концерте и делать запись – это разные виды музыкального творчества и умения, поскольку на записи должны быть более филигранными и интонация, и ансамбль. Профессионализм у ребят всегда очень сильно возрастает после проведения записи диска, поэтому мы делаем это ежегодно.
Музыка для DVD и открытия XIII «Январских вечеров» была во многом выбрана из взрослого репертуара, например, Adagietto из V Симфонии Г. Малера, психологически сложный «Грустный вальс» Я. Сибелиуса. Для детского коллектива эта музыка непростая – и технически, и по содержанию. Кроме того, для сказки я специально сделал оркестровку двух произведений, потому что не смог подобрать музыки, которая, с одной стороны, не была бы длинной по хронометражу, а с другой – отражала бы нужный образ. Русалочка, будучи морской жительницей, ассоциируется с водным пространством и образами, связанными с водой. В музыкальной литературе есть много сочинений подобной тематики. Но коротких произведений, которые можно было бы от начала до конца вписать в контекст «Русалочки», практически нет. Их можно найти среди фортепианной музыки, но мне не хотелось перемежать её с оркестровым звучанием.
На мой взгляд, есть два фортепианных произведения, отражающие нужный образ для характеристики самой русалки и той водной стихии, в которой она живет. Одно из них – более мечтательный и немного таинственный «Лунный свет» Дебюсси из «Бергамасской сюиты». Другое произведение звучит в финале сказки, когда русалка из пены морской превращается в воздух и исчезает на небе. Мне показалось, что здесь будет подходяще инструментовать одну из фортепианных прелюдий Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна». Может быть, по своей программе это не совсем «русалочья» музыка, но по образу, который возникает вместе с инструментовкой, она стала вполне подходящей: среди инструментов звучат арфа, колокольчики, вибрафон, треугольник. В конце прелюдии мелодия растворяется, словно дематериализуется. И у слушателя должно появиться ощущение, будто русалка действительно растворяется в воздушном пространстве.
Пьесы Дебюсси оказались довольно сложными по ансамблю, ведь написаны они для фортепиано. Все полифонические линии, которые прорастают в разных регистрах, параллельные аккорды, которые, конечно, нужно играть исключительно вместе – одному человеку их сыграть проще. Когда же всё разложено в оркестровой партитуре, сложность возрастает: музыка очень прозрачная, всё слышно. Пришлось хорошо потрудиться».
Итоги конкурса юных художников, а также расписание мероприятий XIII детского фестиваля искусств «Январские вечера» в ближайшее время будут опубликованы на официальном сайте фестиваля.