Педагоги, студенты и учащиеся МССМШ им. Гнесиных выступили на одной сцене, исполнив современную музыку в стиле минимализм
В музыкальных школах и колледжах современную музыку исполняют нечасто, да и в программу она, как правило, не входит – такие произведения сложны как по технике, так и по содержанию. Концерт «Gnessin Counterpoint», состоявшийся 27 декабря в Органном зале МССМШ им. Гнесиных – редкое исключение, выбивающееся из этой закономерности. Интересно, что инициатива по подготовке проекта исходила от самих учащихся: так, выпускница МССМШ им. Гнесиных Анастасия Абрамова (флейта, класс преп. О.Ю. Ивушейковой) загорелась идеей исполнить флейтовый контрапункт Стива Райха, а благодаря энтузиазму со стороны других учащихся и педагогов школы замысел расширился до целого концерта современной музыки.
«Gnessin Counterpoint» («Гнесинский контрапункт») – это аллюзия на названия сочинений американского композитора Стива Райха, которые вошли в программу концерта: «Vermont Counterpoint» («Вермонтский контрапункт») и «New York Counterpoint» («Нью-Йоркский контрапункт»). Понятие «контрапункт», в классическом виде обозначающее сочетание нескольких самостоятельных мелодических линий, в концерте 27 декабря получило более широкий смысл – контрапункт как некий принцип организации реальности. Gnessin Counterpoint – это коллегиальный проект, в котором педагоги, студенты и учащиеся МССМШ им. Гнесиных выступили как партнёры, подготовив совместную программу. И в этом заложен очередной контрапункт – сочетание личностей с разными темпераментами, возрастами, знаниями и умениями, но объединенных общей идеей.
Об особенностях минимализма в музыке и о сочинениях, вошедших в программу, слушателям рассказывал ведущий концерта – известный российский композитор Павел Карманов. Предельная экономия средств и медитативность в минимализме достигаются при помощи репетитивной техники – постоянного повторения коротких музыкальных фрагментов («паттернов»): «маленькое событие, имеющее большое значение» – объяснил композитор.
На концерте прозвучала и музыка самого Павла Карманова: его композиция «Past Perfect», ставшая в 2017 году саундтреком к кинофильму «Большой» В. Тодоровского, также исходит из репетитивной техники: музыка непрерывно обновляется и развивается, постепенно перерастая в нечто новое. Нечасто встретишь такое исполнение, когда в зрительном зале стоит полная тишина, а публика буквально замирает в ожидании, слушая каждый звук; однако именно это и удалось пианистке Стефаниде Ермолаевой (студентке II курса колледжа, преп. Е.С. Пляшкевич).
«Gnessin Counterpoint» – это не традиционный концерт, к которому привыкли зрители; это выступление, в котором возможно всё. Здесь уже не увидишь музыкантов в черных костюмах с галстуками-бабочками или в строгих темных платьях: выйти на сцену можно в чем угодно, хоть в кедах или даже носках, скрывшись за темными очками. Уже первый номер концерта поверг слушателей в некоторое недоумение: «It’s Gonna Rain» С. Райха – первое крупное сочинение композитора – почти целиком состоит из непрерывно повторяющейся фразы «грядет дождь» в разных видоизменениях. Произведение построено на принципе наложения двух магнитофонных пленок и не предполагает живого исполнения – на концерте оно воспроизводилось в записи, соответственно музыканты на сцене вообще отсутствовали.
В композиции «It’s Gonna Rain» один голос начинает постепенно отставать от другого, рождая бесконечный минималистический канон (контрапункт мелодии с собой же). Подобный прием был впоследствии применен Райхом в ряде других его сочинений. Некоторые из них прозвучали в концерте 27 декабря – например, «Clapping Music», состоящее из хлопков в ладоши в определенной фигурации, к которой постепенно прибавляются новые ритмические формулы и развивают небольшую тему.
Другие произведения – «New York Counterpoint» и «Vermont Counterpoint», которые существуют в двух вариантах исполнения: когда одна партия звучит вживую под сопровождение предварительно записанных остальных, или большим ансамблем – 12 флейт в «Вермонтском контрапункте» и 11 кларнетов – в «Нью-Йоркском». На концерте пьесы прозвучали полным составом, состоящим как из педагогов, так и из учащихся МССМШ им. Гнесиных: Зоя Вязовская, Зара Парванян, Анастасия Абрамова, Мария Корякина, Михаил Каплоухий, Ксения Капланская, Юлия Дрозд, Иван Лазебный, Елисавета Ленкина, Сергей Насонов, Маргарита Галкина (флейты); Антон Прищепа, Александр Макарцев, Владимир Ершов, Николай Яушев, Андрей Макарцев, Карина Арутюнян, Иван Ключев, Любовь Ахметзянова, Ксения Мельник, Ника Круглова, Олеся Колотыгина (кларнеты).
«Gnessin Counterpoint» стал концертом, который по своей сути граничит с перформансом: интерес для слушателей представляла не только звучащая музыка, но и действия исполнителей. Полуимпровизационное сочинение Терри Райли «In C», которое Павел Карманов по популярности сравнил с «Болеро» М. Равеля, завершило вечер. В нем композитором не регламентировано почти ничего: базовый набор элементов во всех из 53 паттернов каждый исполнитель волен интерпретировать по-своему.
Широкий спектр возможностей рождает коллективную импровизацию медитативного характера. Инструментальный состав, также оставшийся на выбор музыкантам, был максимально разнообразен: разные виды флейт и кларнетов, кельтская арфа, челеста, мелодика, фортепиано, орган. Такое свободно построенное сочинение звучит по-разному на каждом концерте, в котором оно исполняется. Организующим элементом в нем выступает остинатно повторяющийся на протяжении всего произведения тон «до», с которым тем или иным образом сочетаются мотивы в паттернах. Благодаря этому достигается необычный эффект: после длительного прослушивания привычное начинает казаться непривычным – как если долго смотреть на какой-либо предмет или вчитываться в то или иное слово. Неизменно повторяющийся тон все еще пульсирует в голове даже некоторое время спустя. И если после концертов слушатели, как правило, напевают самые запомнившиеся им мелодии, то после вечера 27 декабря они еще долго будут скандировать: «до до до до до до до до»…
Терри Райли не регламентировал и какой-либо определенный конец произведения. Каждый исполнитель прекратил играть последний паттерн, когда посчитал нужным, а потом… просто покинул сцену, как в знаменитой «Прощальной симфонии» Й. Гайдна. Концерт «Gnessin Counterpoint» завершился, однако исполнители «прощаются» не насовсем: не исключено, что в дальнейшем проект получит продолжение.
Наиля Насибулина