В «ДОМе на Знаменке» продолжились фортепианные вечера «Игра на выживание» с участием молодых, но уже завоевавших признание пианистов – полуфиналистов XVI Международного конкурса им. П. И. Чайковского
Формат встреч — ближе к неформатному: после исполнения концертной программы артист усаживается в мягкое кресло и за чашкой чая общается с публикой. Своеобразное ток-шоу, в котором один герой, множество вопросов и главные темы: музыкант и его творчество.
30 ноября в Доме на Знаменке состоялся третий концерт цикла. На сцену вышел Арсений Тарасевич-Николаев, обладатель международной премии Академии Киджана (Сиена, Италия), лауреат I премии V Международного конкурса пианистов им. А. Н. Скрябина в Москве, выпускник и педагог Московской консерватории
Автор проекта и ведущий вечера – заслуженный деятель искусств России Михаил Хохлов.
Арсений Тарасевич-Николаев — выходец из музыкальной семьи, и его наследственная интеллигентность сразу же бросается в глаза. Романтический образ, больше напоминающий героев Байрона, чем типичного представителя современной молодежи, как нельзя кстати гармонировал с исполнением музыки Шопена — так легко и воздушно прозвучали его баллады.
В рахманиновском этюде юношеская пылкость обрела строгую форму в каскадах пассажей, а уже Шестой сонате Прокофьева проявился твердый характер уверенного в себе и своем профессионализме музыканта. Судя по реакции публики стало ясно: здесь собрались настоящие поклонники, те, кто ждал встречу именно с этим музыкантом и кому близка его манера.
— Первые вопросы, конечно же, про конкурс Чайковского. Какие эмоции, какие впечатления?
А. Т.-Н.: Во время конкурса я стараюсь других участников не слушать по причине того, что это может сказаться на твоем собственном состоянии.
Как правило, сюжета два в таких случаях: либо тебе кажется, что человек играет гениально и тогда непонятно, что ты делаешь на этом конкурсе. Либо, по твоему мнению, пианист играет не так хорошо, но потом он проходит дальше, а ты нет, и ты начинаешь переживать по этому поводу. Поэтому я слушаю участников уже после того, как закончился конкурс, когда все страсти улеглись.
Но на самом деле все замечательные, и я знаю всех ребят, и тех, кто выступает в этом цикле «Игра на выживание» тоже. Это большое счастье, что есть столько коллег, моих современников, которые прекрасно играют, у которых я могу чему-то научиться.
Не могу сказать, что участие — это уже победа, но сам по себе конкурс Чайковского — это конечно же такое событие, которое притягивает к себе внимание. И звенящее напряжение в этом конкурсе тоже заставляет стремиться к результатам.
— Непосредственно перед конкурсом Чайковского вы выступили конкурсе в Пекине (I China International Music Competition), где прошли в финал. Поездка в Пекин помогла или, наоборот, помешала в подготовке к конкурсу Чайковского?
А. Т.-Н.: Вы знаете, это был конкурс, на который меня пригласили. И для меня это было хороший способ обыграть программу перед конкурсом Чайковского и посмотреть, как это будет в стрессовой обстановке.
Я совершенно об этом не жалею, потому что я сразу же узнал все подробности насчет организации и насчёт того, что там можно будет репетировать, а это очень важный момент. Я съездил и обыграл даже больше, чем всю программу, потому что по сравнению с конкурсом Чайковского, программа в Пекине была раза в полтора больше.
Я в последнее время слышу очень много историй о том, что люди приезжают на конкурс и им вообще не дают заниматься или предлагают ездить куда-то в пригород за час от места, где они живут. Я советую всегда эти вещи узнавать заранее.
Понятно, что тут все очень прозаично, потому что арендовать помещения для занятий непросто. Если это, конечно, не тот случай, когда консерватория сама является частью конкурса и бесплатно предоставляет свои аудитории. В остальных случаях, конечно, это вопрос экономии денег.
На концерте — и почетные гости. Слово берет Александр Серафимович Скрябин, президент Фонда А. Н. Скрябина: «Арсений, у меня два вопроса. Первый: доколе? Ты опытный музыкант, не пора ли перестать мотаться по конкурсам? И второй: в 2021 году исполняется 150 лет со дня рождения Скрябина. Каков твой план?»
А. Т.-Н. (смеется): Александр Серафимович, я себя сейчас чувствую, как девушка, которой делают прилюдное предложение. (имеется ввиду, что планируется проведение очередного Международного конкурса пианистов имени Скрябина, лауреатом которого музыкант уже был в 2012 г. — Прим. ред.)
— Ты правильно всё понял, Арсений! — парирует Александр Серафимович.
А. Т.-Н.: Что касается вопроса об участии во множестве музыкальных конкурсов, то мне сам жанр конкурса, то есть то, что там происходит, не близок. Лишний раз участвовать в состязании смысла нет, потому что это достаточно странный спорт.
Сама идея о том, что можно выбрать первого, второго, третьего, десятого — она для меня странная. Если бы я сам делал музыкальный конкурс, то я бы сделал как в детских соревнованиях: десять первых мест, десять вторых, десять третьих. Иначе я не очень понимаю, как можно выбрать лучшего.
Так или иначе это всё равно субъективная вещь, особенно когда музыканты играют на таком высоком уровне, как это происходит на Конкурсе имени Чайковского.
Но пока для меня позитивные моменты конкурсов перевешивают негативные. Потому что это наиболее предпочтительный путь быть узнаваемым, понятный путь делать свою карьеру.
Есть, конечно, более реалистичные и простые пути, например, соцсети. То есть можно очень активно вести себя в соцсетях, продвигать себя на этом рынке, постоянно быть в контакте с аудиторией, грубо говоря, приоткрывать свою личную жизнь. Это не мой путь.
Если я буду каждый день выкладывать в Фейсбук свой завтрак, то мне за это будет банально стыдно. Правильно это или нет, я не знаю.
Честно, тем артистам, кому это доставляет удовольствие и кому это не претит, я могу просто позавидовать. Потому что это очень хорошая возможность — не напрягаясь участием в сложных конкурсах — стать узнаваемым и популярным.
Я соцсети вообще ограниченно использую, выкладываю только сугубо профессиональные записи. У некоторых артистов вместе с творчеством в соцсети попадают какие-то такие вещи, которые становятся предметом обсуждения больше, чем нужно. У каждого свои методы.
— Есть у вас какие-то приоритеты в выборе композиторов для исполнения?
А. Т.-Н.: Творчество пианиста — это больше похоже на любовь. А разве есть в любви какие-то приоритеты?
У меня есть огромное количество вещей, которые я ещё не играл, но очень хочу сыграть. Я не буду их перечислять, потому что это заняло бы несколько часов. К счастью, репертуар пианистов настолько бездонный, что можно играть только самые гениальные вещи и не переиграть их за всю жизнь. Но мук выбора у меня нет: Есть некий план того, что я буду учить в ближайшие, допустим, два сезона.
Схема простая: мне что-то предлагают (концерты либо записи), и если мне это нравится, я это принимаю и на этой музыке я ближайшее время сосредоточен.
Заключительный музыкальный вечер цикла «Игра на выживание» пройдет 21 декабря 2019 в "ДОМе на Знаменке". На сцену выйдет солист Московской филармонии, обладатель специального приза XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского Филипп Копачевский.
Ведущим вечера выступит издатель ClassicalMusicNews.Ru Борис Лифановский.
Беседу с пианистом послушала Дженнет Арльт
Полная версия статьи опубликована на портале ClassicalMusicNews.Ru