13 апреля в Большом зале Московской консерватории им. П.И. Чайковского прозвучал концерт МССМШ им. Гнесиных к 150-летию Елены Фабиановны Гнесиной — выдающейся пианистки, преподавателя, общественного и государственного деятеля.
Директор МССМШ им. Гнесиных Михаил Хохлов собрал концепцию концерта так, чтобы представить на сцене как можно больше солистов — талантливых выпускников и учеников школы, а также концертные коллективы — сводный хор ДМШ и МССМШ им. Гнесиных, духовой оркестр МССМШ им. Гнесиных и оркестр «Гнесинские виртуозы».
Ведущая концерта – Ирина Тушинцева.
Перед концертом в фойе зрителей встречали торжественные фанфары концертного духового оркестра. Его художественный руководитель и дирижер Александр Нянькин, вспомнил, что 4 года назад, на концерте к 125-летию гнесинских учебных заведений в Большом зале консерватории оркестру также доверили дать старт празднику.
«Это большая честь – участвовать в таком масштабном проекте, который проводит наша школа. Выступать в стенах консерватории почетно, а выступать в звании гнесинца — почетно вдвойне. Я думаю, эти чувства испытываю не только я, но и все музыканты оркестра», — поделился он. Отдавая дань композитору, чье имя носит Московская консерватория, коллектив выбрал четыре танца из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро», а также подготовил для слушателей два сюрприза.
После такого радостного начала публика поднялась в зал и заняла свои места. Первое отделение концерта было посвящено ансамблям — Сводному хору ДМШ и МССМШ им. Гнесиных, Брасс-квинтету МССМШ им. Гнесиных, Сводному ансамблю ударных инструментов ДМШ и МССМШ им. Гнесиных, и молодым солистам, уже снискавшим признание на концертной сцене. В их числе лауреаты международных конкурсов Владимир Рублев и Дени Кохановский (фортепиано), Катерина Попова (скрипка) и Богдан Ефремов (виолончель).
В начале программы со сцены зазвучал орган, а из зала детские голоса — органистка Мария Черепанова и сводный хор (хормейстеры — Е.А. Аветисян, Е.С. Замотина, И.В. Корнева, Ю.В. Половникова) исполнили гимн А. Вивальди Gloria.
«Сегодня в концерте приняли участие четыре коллектива — один хор из МССМШ и три — из ДМШ, — рассказала руководитель одного из хоров Юлия Половникова. — У всех было разное время на подготовку, но все равно очень хорошо сложилось. Для детей важно исполнять большую, серьезную музыку. В том числе и с оркестром, что всегда интересно, хоть и не часто удается хоровым коллективам. Поэтому очень здорово, что мы в этом проекте поучаствовали».
Продолжил программу брасс-квинтет в составе: Ильяс Невретдинов (труба), Георгий Гринемайер (труба), Егор Булгаков (валторна), Михаил Ключников (тромбон) и Георгий Квитанцев (туба). Участники квинтета говорят, что их объединяет многолетняя дружба и любовь к музыке.
Руководитель ансамбля — А.В. Нянькин: «Я воспринял с большим волнением предложение представить брасс-квинтет из наших выпускников, которые в этом году сдают в моем классе государственный экзамен, для выступления в Большом зале. Мы подготовили произведение, которое подчеркнуло виртуозность и музыкальность инструментов и исполнителей».
Громкие овации зала собрали блестящие, виртуозные, отмеченные тонким музыкальным вкусом выступления солистов — пианистов Владимира Рублева и Дени Кохановского, скрипачки Катерины Поповой и виолончелиста Богдана Ефремова.
После них на сцене разместился Сводный ансамбль ударных инструментов ДМШ и МССМШ им. Гнесиных в составе: Дмитрий Зоидов, Иван Ильин, Алина Можар, Эдуард Морозов, Глеб Ожигин, Феликс Смирнов, Степан Студилов, Семен Юсов, Александр Юстус (руководитель — И.Е. Бачурин). На шумной и радостной ноте «танца перкуссии» наступил антракт.
Во втором отделении отвели место для экспериментов. Отдавая дань традициям и традиционному, идущему от Елены Фабиановны Гнесиной, «стремлению к новому», на сцену вышел оркестр «Гнесинские виртуозы». Его художественный руководитель и дирижер – Михаил Хохлов, возглавляет МССМШ (колледж) им. Гнесиных более 30 лет.
Гнесинский дом отличает семейная гостеприимная атмосфера, чуждая всякой официальности, а гнесинцы за многие годы становятся близкими друзьями и организуют творческие союзы. Один из таких союзов сложился прямо на глазах публики. Рапсодию на тему Паганини для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова исполнили сразу 4 солиста — Петр Акулов, Артур Искоростенский-Кокерай, Владимир Вишневский и Варвара Кутузова.
Варвара Кутузова: «Эту идею подал Михаил Сергеевич. Он предложил нам сыграть по одному фрагменту из Рапсодии. Мне досталась самая «движовая» — заключительная часть».
Владимир Вишневский: «Я играю самую романтическую часть —кульминацию Рапсодии»
Варвара Кутузова: «Да-да, ему достался самый лакомый кусочек».
Петр Акулов: «Мне выпала честь играть первым в этой четверке. И мне очень приятно, что Гнесинская школа славится многолетней историей таких творческих содружеств, которые формируют ее ученики, потому что мы можем по-настоящему показать единство сообщества гнесинцев. Это новый опыт, но мы надеемся заложить традицию и тенденцию на будущее».
Варвара Кутузова: «Результат получается очень интересным, потому что играют ученики разных педагогов и получается необычная интерпретация».
Петр Акулов: «И люди, которые будут потом смотреть запись концерта на телеканале «Культура», не должны заметить, что это играют четыре разных пианиста. Будем выступать как единый гнесинский организм».
Еще один молодой пианист, выпускник школы, ставший лучшим учеником 2023 года — Федор Орлов — поддержал своих коллег исполнением Вариаций на тему Паганини для фортепиано с оркестром В. Лютославского.
В заключении концерта прозвучала мировая премьера: «Антитеза» — вариации на тему Форе для симфонического оркестра и электронных инструментов. Авторы — студенты самого «молодого» отделения школы «Музыкальное звукооператорское мастерство»: Антон Акимов, Николай Петунин, Екатерина Евменьева, Арсений Смирнов, Марина Менькова, Станислав Тихонов, и выпускник отделения Данила Заворотищев.
«Для ребят это такой экспериментальный опыт – совмещение симфонического оркестра с электронными инструментами. Очень необычное для них как музыкантов, которые привыкли играть классические произведения в оркестре, и как композиторов, ведь они слышат то, что сочинили», — поделился своими впечатлениями дирижер Михаил Хохлов.
Руководитель отделения, преподаватель компьютерной аранжировки, оркестровки и музыкальной информатики МССМШ им. Гнесиных Андрей Зубец курировал работу своих студентов: «Это очень непростое произведение и с точки зрения того, как оно сделано, и с точки зрения того, как оно исполняется. Во-первых, его писали сразу семь авторов. Во-вторых, там задействована электроника и не так, как ее когда-либо кто-либо использовал в связке с симфоническим оркестром.
Это вариации на тему Форе и многое рифмуется с Рапсодией на тему Паганини Рахманинова. К примеру, мы тоже использовали тему Dies Irae. Но самое главное, что мы использовали новые жанры для создания собственной драматургии, также, как в свое время это делал Рахманинов — он использовал джаз (современный ему популярный жанр), чтобы создать определенные краски. И мы сделали то же самое, но только взяли не джаз, который сейчас уже стал эквивалентом классики, а современные поп-жанры: R’n’B, электронику.
Главная драматургическая идея именно в контрасте живых инструментов и механизированном звучании электроники. Они находятся в противоборстве, затем рождается красота, умирает, а потом рождается снова и возникает синтез. Это довольно сложное с точки зрения концепции произведение».
Гости концерта в восторге аплодировали, вызывая снова и снова на сцену солистов и дирижера. Российский музыковед и журналист, главный редактор национальной газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов поделился своими впечатлениями: «Дело в том, что я – куратор нескольких коллективных сочинений и провел даже конференцию на тему коллективного творчества. В данном случае эта идея коллективного творчества была подчинена структуре и интонации концерта, поэтому у нее было такое утилитарное значение — завершить концерт.
Коллективный опыт мало развивается, мне потребовалось много переосмысления и работы с авторами высшего уровня композиторского мастерства. В этом смысле ребята справились – Гнесинка ищет, пробивает дорогу в электроакустическую музыку. Очень подкупает вера и исполнителей — молодых музыкантов, и их педагогов в свое предназначение. Это может быть самое главное».
Следующее юбилейное мероприятие к 150-летию Ел.Ф. Гнесиной — концерт «Фабрика звёзд Елены Гнесиной» — состоится 26 апреля в Москонцерт Холле.
Екатерина Ключникова