Несколько лет подряд студенты МССМШ им. Гнесиных неизменно становятся участниками Международных мастер-классов и фестиваля камерной музыки «Musica Mundi» в Бельгии. Курс открыт для тех, кто играет на скрипке, альте, виолончели, контрабасе, фортепиано и кларнете. Фестиваль помогает юным музыкантам совершенствовать свое мастерство под руководством известных исполнителей: среди участников «Musica Mundi» блистают имена Максима Венгерова, Стивена Иссерлиса, Вадим Репина, Гидона Кремера и других звезд мировой сцены.
В этом году от школы на фестиваль отправились: Николай Якушев (виолончель, преп. — И.Н. Зимин), Софья Маслова (альт, преп. — М.Г. Теплякова) и Александра Завидова (фортепиано, преп. — Т.А. Зеликман). В преддверии осенних каникул ребята поделились своими впечатлениями от летней поездки.
Николай Якушев: «В этом году я в первый раз принял участие в фестивале «Musica Mundi». В связи со сложившийся ситуацией во всем мире наша поездка была под большим вопросом, однако благодаря нашим родителям и организаторам мы смогли приехать в Бельгию без особых проблем. Добирались сложно. Сперва предстояло автомобильное путешествие до Минска с остановкой в Орше. А после из Минска на самолете до Шарлеруа.
Благодаря высокопрофессиональным педагогам за две недели фестиваля мы подготовили четыре камерных и два сольных произведения. Концерты проходили в форме онлайн-трансляций из концертного зала. Зрителей не было. Это немного странное чувство: играть концерт в большом зале, но без публики. Очень важным для нас было общение с ребятами из других стран. В этом году на фестивале было тридцать девять участников, и с некоторыми я до сих пор хорошо общаюсь».
Софья Маслова: «Я уже была раньше на фестивале «Musica Mundi» и осталась под огромным впечатлением от поездки! По сравнению с прошлыми годами, участников было почти вдвое меньше. Но это не помешало нам передружиться и стать сплочённым коллективом!
В прошлые разы выступления были только в камерных составах, все концерты проводились в разных локациях с присутствием публики. На этом фестивале решили уделить больше внимания сольной программе. Мы не выезжали за пределы школы, а наше исполнение можно было наблюдать онлайн. Таким же образом проходили и мастер-классы с Максимом Венгеровым. Я хочу сказать большое спасибо педагогу Юлии Динерштейн за полезные советы по постановке и освобождению рук. Эта поездка дала сильный стимул заниматься более разумно, потому что за предыдущие месяцы без концертов и зачётов все немного приуныли.
Из-за сложной эпидемиологической обстановки наш путь был долгим и непростым. Поездка не состоялась бы, если бы над ней не работала слаженная команда! Хочу поблагодарить всех, кто помогал нам!»
Александра Завидова: «Я второй раз на фестивале. Из-за ситуации с коронавирусом в этом году приехать было намного сложнее, чем прежде. В прошлом году потребовалось просто купить билет в Брюссель, и всё. А вот этим летом родители участников приложили массу усилий, чтобы отобранные из России ребята смогли попасть на фестиваль. Дело в том, что границы были закрыты и, даже имея визы, воспользоваться ими было невозможно: нужно было получить новые, специальные визы, а также отыскать рейс. С этим нам очень помогли организаторы фестиваля, Леонид Кербель и Хагит Хассид-Кербель. Они потратили много сил и времени, чтобы на государственном уровне объяснить значимость нашего приезда. В итоге всё закончилось благополучно, и мы оказались в Ватерлоо. Правда, вылетать в Брюссель пришлось из Минска – из Москвы рейсов не было. Целое приключение, ведь нам пришлось добираться из Москвы в Минск на машинах! Особенно запомнился прилет в Брюссель: когда самолёт приземлился, на борт зашли полицейские, назвали наши имена и лично сопроводили на паспортный контроль. Мы все невероятно обрадовалась, увидев, наконец, директора фестиваля Musica Mundi, Леонида Кербеля. Такое счастье!
Фестиваль проходит две недели. В течение каждой из них участники изучают, в среднем, 2-3 камерных произведения. Каждый из составов ежедневно занимается минимум дважды: один раз с педагогом, а второй раз, получив замечания, самостоятельно. В начале недели мы большее внимание уделяли тому, чтобы попытаться разнообразить нашу игру, импровизировать; а вот под конец недели уже пытались работать над целостностью и стабильностью. Мне требовалось обязательно ежедневно заниматься самостоятельно, и камерным репертуаром, и сольным. В итоге получалось, что мы занимались или репетировали фактически на протяжении всего дня, часто до позднего вечера.
Ребята, приехавшие из России, вынуждены были все две недели провести в стенах школы – соблюдение карантина было обязательным условием нашего приезда. Поэтому все мы участвовали только в тех концертах, которые проводились в концертном зале Школы «Musica Mindi». Это очень красивый зал с замечательной акустикой. Каждый из таких концертов обязательно транслировался на YouTube-канале Фестиваля. Некоторые из европейских участников фестиваля играли и в концертных залах за пределами школы.
В этом году камерный репертуар был несколько меньше: я изучала и исполняла четыре произведения (в прошлом году – шесть). Несомненно, это связано с пандемией: этим летом на фестивале было 40 ребят, а в прошлом – около ста. Огромная разница… Я изучала и играла в концертах трио Гайдна, квартет Моцарта, квинтет Шпора и дуэт Мендельсона.
Я занималась с пятью педагогами. Трио Гайдна я проходила с Леонидом Кербелем. Он много времени посвящал каждой, пусть даже кажущейся мелкой, детали и звучанию каждого инструмента в отдельности. Занятия с ним были очень насыщенны и требовали от меня большой концентрации. Запомнилось, как однажды, за день до концерта, мы дополнительно занимались с Леонидом после окончания вечернего мастер-класса, хотя было уже около полуночи.
Квинтет Шпора мы буквально собирали по маленьким кусочкам, как пазл. Помню, что на первом уроке смогли доиграть лишь до середины. Вынести его на сцену уже к концу недели нам помогла наш наставник, Юлия Динерштайн. Даже не представляю, как ей хватило терпения. Лишь за 5 дней она смогла сделать, как сначала казалось, невозможное. Юлия Динерштайн – альтистка, поэтому со струнниками они работали особенно кропотливо, при этом нам, как мне кажется, удалось многое улучшить и в целом, всем составом. В отличие от других педагогов, с Юлией я могла говорить по-русски. Это позволило мне лучше и подробнее понять свои ошибки и улучшить игру. Я и сейчас вспоминаю её отдельные объяснения и советы, занимаясь сольным репертуаром. Сольные произведения я изучала с французским профессором Жаком Рувье. Он прорабатывал каждую деталь и буквально «раскрашивал» пьесу, каждый раз как будто открывал коробочку с сюрпризом!
Конечно же, я познакомилась с несколькими ребятами из России, поскольку мы вместе летели в Брюссель, а потом много общались, уже приехав на фестиваль. Мы до сих пор так или иначе поддерживаем дружеские отношения. Надеюсь увидеть их снова в следующем году. Вообще, Фестиваль организован так, что у каждого из ребят много возможностей познакомиться и пообщаться: мы целый день вместе и на занятиях, и вне классов. С кем-то ты играешь в одном составе, с кем-то обедал или ужинал, а, возможно, и играл в футбол. Школа «Musica Mundi» расположена в стенах аббатства 16 века. Вокруг аббатства – бескрайние поля. Невероятно живописное место! Мы с ребятами старались каждый день найти время для прогулки.
Я расширила свой музыкальный кругозор: мне посчастливилось быть слушателем на мастер-классах Максима Венгерова, Миши Майского, Жака Рувье, а также прослушать много новой для себя музыки в исполнении студентов Musica Mundi».
Администрация МССМШ им. Гнесиных выражает глубокую признательность Леониду Кербелю и Хагит Хассид-Кербель – организаторам Международного фестиваля и серии мастер-классов «Musica Mundi» – за всестороннюю помощь в организации поездки учащихся Школы им. Гнесиных в Бельгию.
Материал подготовила Екатерина Ключникова
Фото (источник): сайт фестиваля «Musica Mundi»