
В начале сентября в МССМШ им. Гнесиных завершился дополнительный набор на I курс на самое «юное» и подающее большие надежды отделение - «Музыкальное звукооператорское мастерство».
В честь начала нового учебного года мы публикуем напутственные слова к студентам отделения от Игоря Петровича Вепринцева – выдающегося звукорежиссера, заслуженного деятеля искусств, профессора, президента Ассоциации звукорежиссеров России, члена Союза кинематографистов, Московского союза музыкантов, Международной ассоциации звукоинженеров (AES), академика Академии кинематографических искусств «НИКА».
Дорогие студенты!
Вы выбрали замечательную профессию, которая позволяет фиксировать лучшие образцы исполнительского искусства и сохранять их во времени и пространстве. Благодаря звукозаписи ими долгие годы наслаждаются люди всего мира.
Профессия звукорежиссера может показаться технической. Но звукозапись — в первую очередь, классическая — искусство и такое же живое явление, как и концертное исполнение, а подлинный звукорежиссер — настоящий артист. В своей профессии он должен быть на том же уровне, что исполнитель — в своей.
Как известно, артисты на сцене и люди в зале слышат музыку по-разному. Звукорежиссер формирует звуковой образ с позиции слушателя. Его задача — достичь звучания, которое получается в зале. Может быть, даже такого, которого нет в зале, но должно быть… Вместе с тем, знание того, как звучит музыка внутри оркестра, помогает находить нужные миксты. Слушатель на концерте может не знать о наличии в партитуре тех или иных деталей и как бы не слышит их отдельно. Но если их убрать, он сразу же почувствует дискомфорт. Именно поэтому запись нередко оказывается предпочтительнее живого исполнения. С другой стороны, записи иногда получаются слишком причесанными, какими-то стерильными… Важно находить золотую середину.
Некоторые считают, что зал вообще не должен быть слышен, что звукорежиссер должен максимально нивелировать этот компонент. Но иногда, если удается «попасть» в акустику, результат получается великолепный. И все-таки приоритет следует отдавать прозрачности и ясности партитуры. Очень хорошо, если к этому добавляется красивая акустическая атмосфера, но последнее ни в коем случае не должно мешать первому.
Что нужно, чтобы стать хорошим звукорежиссером?
Прежде всего, развивать свой слух: звукорежиссёр должен хорошо знать тембры инструментов и слышать их в общем звучании. Если инструмент выделяется или «проваливается» в фактуре, необходимо сказать об этом исполнителям или воспользоваться техническими возможностями, чтобы исправить баланс, который зависит от акустики зала или студии, от манеры исполнения и даже от качества и состояния инструментов. Но кроме того, чтобы соблюсти баланс, верно передать тембр, акустическую атмосферу, динамику, точно воспроизвести авторский текст, звукорежиссер должен добиваться естественности и цельности музыкальной картины.
Будущему звукорежиссеру вообще нужно слушать как можно больше — и живую музыку, и записи. Очень полезно сравнивать разные записи одного и того же сочинения, возможно, даже в исполнении одного и того же артиста — пытаясь понять, какие были микрофоны, где и как они стояли, как была смонтирована та или иная запись, и как в результате всего этого рождается неповторимый звуковой образ.
Не менее важно развивать свой общий кругозор — разбираться не только в музыке, но и в литературе, театре, живописи... Ну и, разумеется, — постоянно изучать всё новое, что появляется в технике звукозаписи.
Звукорежиссер должен уметь в кратчайшее время добиться от исполнителя высокого художественного результата, тактично подсказывая, на что следует обратить внимание в повторном дубле или дописке. Артисты, поглощенные процессом исполнения, не всегда имеют возможность проследить за всеми его деталями, поэтому творческая помощь звукорежиссера им необходима. В этом смысле необычайно важно, чтобы между исполнителем и звукорежиссером существовало полное доверие, взаимопонимание и не прерывалась обратная связь. Артист должен чувствовать себя главным, но хозяин записи — все-таки звукорежиссер. Его задача — сделать так, чтобы артисты этого не ощущали.
Запись редко обходится без компромиссов, но они не должны мешать достигать максимально возможного результата.
Желаю вам удачи на выбранном пути!
Профессор, Игорь Петрович Вепринцев