20 октября в Органном зале МССМШ им. Гнесиных собрались любители и почитатели творчества Шуберта. Вечер получился историческим во всех отношениях. Не случайным был и выбор названия концерта: «шубертиадами» еще при жизни композитора стали называть музыкальные вечера в салонах, на которых исполнялись его произведения.
Марина Катаржнова и Ольга Мартынова
Музыканты, участвовавшие в концерте – настоящие мастера аутентичного исполнительского искусства. Клавесинистка и клавиристка Ольга Мартынова – одна из основательниц российской клавесинной школы, профессор МГК им. П.И. Чайковского, солистка оркестра старинной музыки Pratum Integrum. Марина Катаржнова (скрипка/альт) преподает на Факультете исторического исполнительского искусства в Московской консерватории (доцент). Ольга Гречко (сопрано) сотрудничала со многими ансамблями старинной музыки, среди которых – «La Stravaganza» (Москва), «Мадригал», «Орфарион», «Ладъ», а также оркестр «Pratum Integrum».
Марина Катаржнова, Ольга Мартынова и Ольга Гречко
Воссозданию исторической атмосферы Вены XIX века способствовало звучание старинного инструмента времён Шуберта – единственный в Москве 6-октавный хаммерклавир по оригиналу Л. Дулькена (Мюнхен, 1815) из коллекции барочных инструментов МССМШ им. Гнесиных. Ольга Мартынова не только показала высокий уровень владения этим уникальным инструментом, но и рассказала слушателям о его строении. Конструкция хаммерклавира и рояля не имеет принципиальных различий: в обоих случаях главным принципом извлечения звука является удар молоточков о струны. Существенная разница – в характере звука. Хаммерклавир звучит тише и суше, он не настолько богат обертонами, как концертный рояль, и своей певучестью был близок старинному клавикорду.
Ольга Мартынова
Другой редкий инструмент, о котором рассказала Ольга Мартынова – это арпеджионе, который также называют «гитара-виолончель» или «гитара любви». Этот инструмент сочетает в себе признаки двух других: по размеру и способу звукоизвлечения он близок виолончели, а шесть струн и лады на грифе напоминают гитару. При жизни Шуберта арпеджионе пользовался популярностью, и композитор написал для него сонату в сопровождении фортепиано. Однако интерес к инструменту быстро угас, и сонату в наши дни нередко исполняют на альте – в такой версии она и была представлена в концерте. Во втором отделении была исполнена еще одна соната Шуберта – только в этот раз Марина Катаржнова солировала уже на скрипке.
Марина Катаржнова
В программу музыкального вечера также вошли песни, которые ныне считаются шедеврами мировой музыкальной литературы – «Форель», «Баркарола», «Фульский король», «Гретхен за прялкой». Заключительный номер отразил еще одну особенность культурной жизни XIX века – совместное музицирование, когда произведения исполнялись не тем составом, который предполагал композитор, а на тех инструментах, которые имелись в распоряжении. Так, в завершении концерта, прозвучала «Вечерняя серенада» в переложении для голоса, скрипки и хаммерклавира – в исполнении всех участников вечера.