Первая четверть нового учебного года подходит к концу. Уже скоро гнесинцев ждут каникулы, которые они всегда используют для того, чтобы научиться чему-то новому. Вот и лето 2019 года было очень продуктивным, как для ребят, так и для их педагогов.
С 1994 в Швейцарии ежегодно проходит один из известнейших фестивалей классической музыки в мире. На горный курорт Вербье в течение двух недель во второй половине июля съезжаются музыканты со всего мира, в том числе студенты – для участия в юношеском или молодежных оркестрах (Music Camp).
Никита Шкуратов (скрипка): «Три фестивальные недели для меня пролетели как один миг. Каждый день яркие впечатления от концертных программ фестиваля сменяли друг друга как в калейдоскопе. Я смог услышать выступления любимого греческого скрипача Леонидаса Кавакоса, лауреата Конкурса им. Чайковского Марка Бушкова, а также гениальных пианистов Григория Соколова и Евгения Кисина. Выступил в одной концертной программе с виолончелистом Мишей Майским. Быть частью всей этой яркой захватывающей фестивальной жизни – большая честь и радость для меня.
Ежедневные шестичасовые репетиции в юношеском оркестре, довольно плотное расписание и режим дня заставили немного позабыть о каникулах. Бывали дни, когда мне казалось, что учиться немного легче, чем проводить так каникулы. Но стоило мне увидеть лиловые закаты, которые я запомнил еще в прошлом году, вдохнуть горный воздух, полюбоваться прекрасными горными вершинами, как усталость снимало рукой, и я понимал, что лучше места на свете, наверное, нет».
Федор Освер (гобой): «Суть музыкального лагеря в Вербье в том, что музыканты со всего мира собираются в составе оркестра и играют концерты с разными дирижерами. Каждый день на фестивале звучит около четырех концертов. У нашего юношеского оркестра было три концерта. На одном из них мы исполняли симфонию Шумана, Вариации на тему рококо Чайковского с Мишей Майским и Увертюру Брамса. Мне очень понравилось. Это интересный опыт».
Ефросинья Цуварева (скрипка): «Там была крутая, невероятная атмосфера! Каждый день мы ездили на репетиции на фуникулерах, были не только общие оркестровые, но и групповые репетиции с нашими педагогами. Первую неделю мы готовились к концерту с дирижером Кен-Дэвидом Мазуром: мы играли увертюру Брамса, Шостаковича. Потом был концерт с молодыми дирижерами, которые проходили мастер-класс в Вербье. Последнюю неделю мы репетировали оперу «Волшебная флейта», которую играли со Станиславом Кочановским в заключительный день фестиваля.
Помимо этого, у нас была возможность поиграть камерную музыку. Мы по желанию объединялись в ансамбли и сами выбирали произведения, которые потом играли на концертах. Несмотря на то, что все педагоги большие профессионалы, заслуженные артисты – они вели себя с нами на равных. Благодаря этому создавалась теплая, семейная атмосфера. Мне очень повезло, я играла с ребятами квартет Танеева. За три дня до концерта у нас случилась проблема с альтистом, и когда мы уже думали отменять выступление, к нам подошел коуч альтовой группы (артист Лондонского симфонического оркестра) и предложил сыграть с нами, и мы выступали с ним на концерте в квартете. Это было очень здорово!
Было достаточно необычно, что, идя по улице, ты можешь случайно встретить Родиона Щедрина или Евгения Кисина. Еще несколько раз нас водили в горы, мы поднимались на высоту 3200 метров. Это невероятный опыт».
Иван Кузнецов (скрипка):
«Поездка в Вербье была суперской! Фестиваль, который проходит каждый год в Швейцарии - это уникальная возможность для молодых музыкантов познакомиться с шедеврами классической музыки, со звёздами мировой величины и с такими же молодыми музыкантами со всей планеты. Я играл в юношеском оркестре фестиваля, у нас было 3 концерта, на последнем мы исполняли «Волшебную флейту» Моцарта. Над оперой с нами работал российский дирижёр Станислав Кочановский.
В начале поездки у нас проходили прослушивания для рассадки по пультам (seating auditions), мы играли сложные места из оркестровых партий, а педагоги распределяли нас по группам и пультам. В каждом произведении была разная рассадка, и мне даже посчастливилось быть концертмейстером первых скрипок в «Вариациях на тему рококо» Чайковского, которые с нами играл Миша Майский!
Из экскурсий больше всего запомнился поход в горы. Вербье располагается на высоте 1500 метров, из города открываются шикарные виды. Мы поднимались на фуникулерах прямо до вершины горы Мон Фор (3300 метров). Пейзаж, который открывался с этой вершины, словами не описать. Кстати, на фуникулерах мы добирались каждый день из Вербье в Ле Шабль, где у нас проходили репетиции. У меня даже получилось поиграть в фуникулёре и дать небольшой концерт своим попутчикам. Было немного неудобно, но это стоило того! Фестиваль в Вербье оставил очень много приятных впечатлений на всю жизнь. Я планирую принять участие в конкурсном отборе в оркестр в следующем году».
Пока одни гнесинцы оттачивали навыки игры в оркестре, их одноклассники осваивали искусство камерного ансамбля в Бельгии. Уже более 20 лет фестиваль «Musica Mundi» каждое лето объединяет молодых талантливых музыкантов из разных стран мира, открывая перед ними широкие возможности в постижении камерного репертуара.
Кэн Канэда (виолончель): «Этот фестиваль очень важен для любого музыканта. Это место, где в хорошем смысле нет ни одной минуты на отдых. График дня был очень плотный. Мы вставали в 6 утра, после завтрака шли заниматься в классах, на оркестр и затем снова работа с преподавателями. После ужина нас возили в лучшие концертные залы Бельгии. Мы слушали выдающихся музыкантов – М. Венгерова, Н. Луганского, В. Лисицу, Ж. Перно и Лейпцигский квартет. До поездки нам заранее прислали «пакет» произведений, которые мы должны были подготовить.
Замечательные педагоги и бесценный опыт. Мы были увлечены прекрасной музыкой, игрой с выдающимися музыкантами мирового масштаба. Как говорил Хемингуэй – это праздник, который всегда с нами».
Николай Яушев (кларнет): «На этом фестивале я был впервые. Его мне очень советовали мои однокурсники. Ансамблевое исполнительство очень хорошо развивает различные навыки, в том числе необходимые и сольному исполнителю. У нас было много экскурсий и концертов с участием самых великих и известных музыкантов в мире, и конечно же мастер-классы. Это все дало мне бесценный опыт».
В это время органисты под руководством своего педагога, Марии Черепановой, осваивали музыкальные просторы Голландии.
М.В. Черепанова: «Академия проводилась в городе Алькмар, ее организатор – Питер ван Дайк. Несколько педагогов преподавали на разных органах. Мы специально готовились к поездке и изучали сугубо старинно-голландский репертуар — Свелинк, Норд, манускрипты и т.д. Плюс к этому — несколько современных произведений из сборника, который был написан во второй половине ХХ века. В рамках этой академии наши ученики выступили в концерте.
Фонд, который помог нам приехать в Голландию, также организовал проект «Новый Бах», в котором мы играли произведения И.С. Баха в джазовой обработке и в оригинальных составах. С нами играли солисты из Амстердамской консерватории — скрипка, альт, вокал и саксофон. С таким составом мы съездили еще в два города, где выступили в концертах.
За эту поездку нам удалось поиграть на 12 органах. Организатором проекта выступила Надежда Елисеева, хочется выразить ей огромную благодарность. Нас поселили по семьям, кормили и возили на экскурсии – в этом смысле мы были как на курорте. Это было очень-очень здорово».
Подробнее о поездке органистов – в интервью на портале "Русский мир"
В Голландию отправились и гнесинцы-флейтисты во главе с доцентом МГК им. П.И. Чайковского Ольгой Ивушейковой.
О.Ю. Ивушейкова: «В Голландии проходит фестиваль и летняя школа Евы Кингма, которая приезжала к нам в школу. Это деревня Гролоо на северо-западе Голландии. Ева там живет и делает свои флейты, а летом устраивает мастер-классы. Она приглашает трех педагогов: в этом году это были Виссон Бостони — очень хороший флейтист из Англии; знаменитый Ян Кларк, который пишет музыку и Маттиас Циглер, который играет на флейтах Евы, в том числе занимается свободной импровизацией.
У этой школы необычный формат. Утром проходит лекция одного из преподавателей на определенную тему, потом открытый мастер-класс, потом обед. Днем выбираются два студента, которые играют свою небольшую программу с пианистом. После этого все садятся в кружок и рассказывают, что и кто чувствовал. Сначала спрашивают у самих исполнителей, что они ощущали в момент игры, какие сложности испытывали, или наоборот, что им понравилось в своей игре, а что нет. Потом спрашивают у таких же участников-студентов. Затем все замечания высказывают преподаватели. Этот процесс записывается на видео и потом вручается исполнителю. Благодаря этому ты можешь наблюдать себя с разных сторон. С точки зрения реакции публики (твоих однокурсников), профессионалов и своей собственной оценки. А еще со стороны можно увидеть то, что не понимал в момент игры.
Изумительная, даже футуристическая деревня, там живут какие-то идеальные люди. Церковь, магазин и школа. И человек с белым пуделем гуляет. Образцово-показательные дома с садами. А главное — атмосфера. Вечером мы музицировали у Евы дома, у нас были два шикарных пианиста, которые могли играть все. У Евы стоят все флейты, она проводит экскурсии в своей мастерской. Каждый день концерты, все выступают. Мы играли и соло, и в ансамбле. От выступления наших ребят все были в восторге. Алене Криворотовой дали стипендию, Василиса Куракина играла импровизацию с Маттиасом сходу и это выглядело как законченное произведение. Люди уезжали оттуда вдохновлённые и с желанием служить музыке».
Фото предоставлены участниками беседы