Ф. Шуберт «Лебединая песня»
вокальный цикл на стихи немецких поэтов
Когда речь заходит о вокальном творчестве эпохи немецкого романтизма, у большинства любителей классической музыки сразу возникает в памяти имя великого Франца Шуберта. Пожалуй, Шуберт, как никто другой из композиторов не только Австрии и Германии, но и других стран, обогатил музыкальный мир своими совершенно особенными по красоте и глубине чувства Lieder («песнями» — нем.). Автор порядка 600 вокальных сочинений, включающих в себя и развернутые баллады на стихи Гёте, и очаровательные миниатюры буквально на несколько строчек на стихи менее известных поэтов, Шуберт также создал изумительные вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», в которых окончательно утвердились сюжетные линии, характерные для эпохи романтизма: тема пути и одиночества главного героя, своеобразный пантеизм, выражающийся в преклонении перед природой и единении с ней.
«Лебединая песня» состоит из 14 песен. Эти произведения были объединены в цикл уже после смерти композитора. В них нет сквозного повествования, объединённого, например, судьбой главного героя, как в «Прекрасной мельничихе». И всё же есть нечто общее, что придаёт этим песням единство и заставляет слушателя воспринимать их как последовательное повествование: это проходящие через весь цикл темы надежды, любви, разочарования, ностальгии и то, как эти чувства отражаются в настроениях природы.
Столь масштабные вокальные циклы на концертной эстраде можно услышать редко — они требуют от исполнителей и невероятного мастерства, и полного погружения публики в атмосферу шубертовской лирики.
28 ноября в Органном зале на Знаменке этот цикл прозвучит в исполнении замечательного певца, солиста Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко — Михаила Головушкина (бас).
Партия фортепиано — лауреат международных конкурсов Ольга Воробьёва.