30 октября в МССМШ им. Гнесиных концертный сезон открыла презентация двух клавесинов мастера Романа Глухова: Johannes Ruckers (1627) и Albertus Delin (1770).
В клавесинной дуэли за внимание слушателей участвовали: спинет, разработанный в «The Paris Workshop» Эманюэлем Дансе и Марком Дюкарне по модели датского мастера Albertus Delin (1770); собран в 2020 году Романом Глуховым по чертежам Парижской мастерской. И клавесин, сделанный в 2019 году – копия инструмента фламандского мастера Johannes Ruckers (1627).
Роман Глухов: «Инструменты, звучавшие сегодня, в первую очередь исторические. Со времени эпохи Барокко сменилось много стилей. Изменились концертные залы, их акустические особенности, вкусы публики. Такая трансформация привела к тому, что мы потеряли аутентичное звучание старинных инструментов. В наши дни возрождается историческое клавесиностроение, возвращается тот звук, который был в 17 веке. Я стажировался в Париже в мастерской Марка Дюкарне, там изучал традицию клавесиностроения династии Ruckers. Когда я создавал эти инструменты, старался использовать технологии, которыми пользовались именно тогда».
Честь представления новых инструментов была поручена ведущим клавесинистам Москвы и молодым исполнителям: Ольге Мартыновой, Анастасии Антоновой, Елизавете Дрегалиной, Маргарите Корешковой, Елизавете Екавян, Анне Спириной, Ирине Красной. В концерте принимали участие Георгий Абросов (траверс-флейта) и Ангелина Николовска (виолончель).
Ольга Мартынова (профессор МГК им. П.И. Чайковского): «Еще двадцать лет назад такое событие было совершенно невозможно представить. Мало того, что это происходит на исторической сцене школы, да еще и звучат два только что сделанных в Москве инструмента!
Они абсолютно разные по своим акустическим и игровым возможностям. И, собственно, по репертуару, который можно исполнять на них. В нашей дуэли никто не победил, все прекрасно поладили, и слушатели поняли, что инструменты и по отдельности звучат замечательно (никто не лучше, оба хороши), и вместе звучат прекрасно».
В программе, помимо заявленных произведений, были сюрпризы.
Ольга Мартынова: «Сегодняшняя ситуация такова, что почти на каждом массовом мероприятии в день концерта находится тот, кто выпадает из программы. Радует, что мы всегда выручаем друг друга и есть кому «спасти» программу. Эту программу спасать было не нужно, потому что она была очень большая, разнообразная. Нашей целью было показать разный репертуар, который на этих инструментах можно играть. Музыка была совершенно разных эпох, мы дали позвучать новым инструментам в ансамбле и старались показать все возможности, которые только им принадлежат».
В концерте принимала участие владелица одного из инструментов, выпускница Школы им. Гнесиных – Маргарита Корешкова:
«Сегодняшний концерт – реализация моей очень давней мечты, которая родилась в этих стенах. Я училась в этой школе. Мне вдвойне волнительно сегодня находиться здесь, потому что здесь прошли тринадцать светлых счастливых лет детства и юности. Здесь же я познакомилась с барочными инструментами, и впервые прикоснувшись к ним, захотела на них играть. Это было давно, тогда историческое музицирование не было так развито. Мечта казалась нереализуемой. Но сейчас времена изменились, и у нас появились люди, способные реализовать подобную мечту. Один из этих людей – Роман Глухов, который сделал этот инструмент для меня. Благодаря чему я могу, не выходя из дома (что в наше время очень актуально), прикасаться ежедневно к этому инструменту».
Все исполнители единогласно отметили чуткость и отзывчивость инструментов, объемный и полетный звук, наполняющий зал.
Роман Глухов: «В первый раз услышав свои инструменты – я не верил, что это происходит. Когда твой инструмент звучит – тебя переполняет чувство радости, восторга, что это получилось. Можно сказать, что эксперимент удался. Исполнители Такие замечательные и я очень благодарен публике, которая в наше непростое время не побоялась прийти».
Клавесинный мастер Роман Глухов – настройщик-регулировщик исторических клавишных инструментов в МССМШ им. Гнесиных (с 2016). Стажировался в мастерской клавесинного мастера Марка Дюкарне (Atelier Marc Ducornet, Paris, 2018). Работает в мастерской Алексея Ставицкого, известного специалиста по реставрации и ремонту исторических фортепиано. Имеет собственную мастерскую, где занимается реставрацией клавесинов и созданием оригинальных инструментов по историческим чертежам. Интерес к клавесиностроению вырос из увлечения старинной музыкой, ведь по своей первой специальности Роман – барочный скрипач, много лет выступавший с собственным ансамблем старинных инструментов.
Екатерина Ключникова