19 ноября в Органном зале МССМШ им. Гнесиных 24 прелюдии и фуги из I тома «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха исполнили на рояле, органе и клавесине.
Свое сочинение Бах писал в первую очередь для современников, которые пользовались доступными им инструментами. И вряд ли предполагал, что предназначенный для обучения молодежи сборник прелюдий и фуг станет настольной книгой музыкантов и спустя три века также продолжит воспитывать их. Концерт «Шедевр, неподвластный времени» – «музыкальное приношение» мастеру от педагогов, выпускников и студентов МССМШ им. Гнесиных – собрал аншлаг. Не только зрители, но и исполнители отмечали благоговение и особенное вдохновенное состояние.
ФОТОАЛЬБОМ «ШЕДЕВР, НЕПОДВЛАСТНЫЙ ВРЕМЕНИ» (открыть ссылку)
В концерте участвовали: Анна Арзаманова, Нигора Ахмедова, Елена Пляшкевич, Артур Искоростенский, Софья Селянко, Андрей Усков и Вера Ерёмина (фортепиано); Елизавета Дрегалина, Александра Винник, Софья Гончарова, Анна Осипова и Софья Селянко (клавесин); Стефанида Ермолаева, Елизавета Хисина и Анастасия Малых (орган).
Подробности об организации и идее концерта рассказала организатор вечера, заведующая отделом специального фортепиано МССМШ им. Гнесиных Елена Сергеевна Пляшкевич:
«Идея сделать такой концерт пришла неслучайно. Я часто делаю большие проекты к крупным датам или юбилеям композиторов. Последний масштабный проект, посвященный Баху, прошел в 2000 году. Он был приурочен к 250-летию со дня смерти композитора. Тогда мы сыграли два эпохальных концерта. В первый день играли концерты для 4-х и для 3-х клавиров с оркестром, два двойных клавирных концерта и скрипичный концерт ля минор. А на следующий день были камерные и вокальные произведения: Оркестровая сюита, Бранденбургский концерт и другие. Оркестр я собрала сама из своих друзей музыкантов, играющих в Национальном оркестре, БСО, Государственном симфоническом оркестре. Был приглашенный дирижер Владимир Кудря.
Теперь мне пришла в голову идея сделать концерт для трех инструментов: клавесина, органа и фортепиано. Ведь во время Баха фортепиано было не столь совершенным, а клавесин и орган – те инструменты, для которых он писал и на которых играл. И было бы очень красиво объединить эти три инструмента. Тогда будет все, что желал бы и слышал бы Бах.
Неслучайно Бетховен назвал это масштабное сочинение «музыкальной Библией». Те каноны, по которым написаны прелюдии и фуги – далеко не всё, что должны выполнить исполнители. Там очень важно содержание. Поэтому, когда я обратилась к моим коллегам, я предложила студенческий концерт.
Кроме того, я хотела показать продолжение Гнесинской династии. И мы пригласили некоторых выпускников – они ведь неразрывно связаны с нашей школой. И конечно, педагоги: они не только рассказывают детям о музыке, но каждый из них может сыграть любое сочинение.
Когда концерт закончился, на мой телефон тут же посыпались предложения о следующем концерте. Команда, которая может сыграть второй том ХТК, уже сформирована (смеется). Я просила слушателей не аплодировать между произведениями, чтобы не разрушать целостность. Все, кто в тот вечер были на сцене – сделали музыкальное приношение Мастеру. Так что идея получила отклик и у исполнителей, и у зрителей, которые с удовольствием погрузились в атмосферу баховских образов».
Екатерина Ключникова