31 марта в МССМШ им. Гнесиных прошло заседание Малой академии наук: интерактивный урок литературы по рассказу Виктора Астафьева «Васюткино озеро» в 5 классе провела преподаватель русского языка и литературы Галина Иннокентьевна Гурина:
«Мы каждый год проводим уроки в форме заседания Малой академии наук. Это «погружение» в литературное произведение. Дети занимаются глубокой исследовательской работой, изучая рассказ с разных сторон. Кроме того, они учатся готовить небольшие доклады, выступать, анализировать высказывания одноклассников.
В этот раз мы тщательно поработали над риторикой. И получились очень хорошие сообщения. А еще была практическая часть, которую мы обычно не успеваем делать из-за того, что ребята готовят интересные, но длинные доклады. Сейчас сообщения решили сделать небольшими. В практической части ребята писали синквейн на тему «Васютка» – это пятистрочная стихотворная форма с философским содержанием. И второе задание – написать, какие уроки они извлекли из этого произведения. Им были даны глаголы в повелительном наклонении: знай, умей, люби, цени и так далее, а ребята на основе этих слов создавали правила.
Хорошо поработал пресс-центр. Девочки фиксировали происходящее – какие кафедры участвовали, кто выступал, о чем рассказывали, какое выступление понравилось аудитории.
Рассказ Астафьева сам по себе достаточно разносторонний. Писатель сообщает много интересной информации о Сибири, тундре, тайге… Ребята показали на карте Енисей, Игарку. Флору и фауну Сибири представила кафедра зоологии и ботаники. «Сотрудники» кафедры рыболовства рассказали о снастях, снаряжении рыбаков. Кафедра русского языка и литературы познакомила всех с биографией автора, историей создания произведения. Особым интересом у всех присутствующих пользовалась кафедра чрезвычайных ситуаций. Мы поговорили об МЧС, о том, как готовиться к походу в лес, какие есть правила, чтобы в лесу не заблудиться.
Присутствующие на уроке родители задавали вопросы. И ребята достойно отвечали, каждый очень хорошо знал свою часть.
Проведение занятий форме заседания Малой академии наук позволяет учителю формировать у детей метапредметные навыки: работать с текстом, с различной справочной литературой, готовить доклады, делать сообщения. Ребята не просто анализируют произведение с литературоведческой точки зрения, а узнают дополнительную информацию. Их захватывает процесс поиска. Самое ценное в таких уроках, я считаю, то, что дети учатся учиться.