
В XIX столетии самым доступным способом заработка для композитора были частные уроки. Преподавал фортепиано в аристократических домах и Франц Шуберт. Одна из его учениц, дочь влиятельных австро-немецких бюргеров Каролина Эстерхази, очень нравилась композитору. Учитель был влюблен, однако при общении был сдержан, а все свои страстные чувства он выразил в Фантазии фа минор для фортепиано в четыре руки.
Для бытового музицирования создавались и «Славянские танцы» Анотонина Дворжака. Немецкий издатель Зимрок заказал их композитору, задав ориентир — популярные в то время «Венгерские танцы» Брамса. Дворжак создал две тетради танцевальных миниатюр, которые отражали всю прелесть чешской культуры с ее блестящими фуриантами, плавными соуседками и грациозными польками. Фортепиано не могло передать весь блеск чешских танцев, поэтому обе тетради Дворжак почти сразу оркестровал.
Другой же композитор-романтик, Роберт Шуман всю жизнь был влюблен в звучание рояля. В своих фортепианных произведениях он часто передавал тембр других инструментов, добиваясь от рояля почти оркестровой красочности. Возможно, ярче всего такой подход проявился в «Симфонических этюдах» для фортепиано.
Исполнители:
Карина Калантарова (фортепиано), Анна Осипян (фортепиано), Тамара Третьякова (фортепиано), Екатерина Удодова (скрипка)
В программе:
Ф. Шуберт. Фантазия для фортепиано в 4 руки, ор. 103
Р. Шуман. «Симфонические этюды» для фортепиано, ор. 13
Р. Шуман. Соната № 1 для скрипки и фортепиано, ор. 105
А. Дворжак. «Славянские танцы» ми-минор и си-мажор, op. 72 (переложение для фортепиано в 4 руки)