27 и 28 ноября 2023 в МССМШ им. Гнесиных состоялись открытые мастер-классы по специальности «Виолончель» для учащихся ДМШ, ДШИ, студентов колледжей и музыкальных вузов. Занятие провел заслуженный артист России, солист Симфонического оркестра Московской филармонии Игорь Николаевич Зимин.
В интервью после мастер-класса Игорь Николаевич рассказал о том, какие задачи удалось решить за время урока и дал несколько советов исполнителям.
- С какими проблемами пришли исполнители на мастер-класс?
- В основном это проблемы постановочного характера. Как правило, у девочек более тонкие и слабые руки, а у мальчиков более сильные. Но бывает и так, что девочки более приспособлены к инструменту, потому что гибкие и ловкие, а мальчики, наоборот — зажатые. У кого-то проблемы с плечами, у кого-то проблемы с локтевой частью, у кого-то с беглостью пальцев. Все индивидуально.
Главная же проблема — недостаточность музыкального мышления. Необходимо, чтобы дети начинали думать над тем материалом, над которым они работают. Часто бывает так, что руки в порядке, звуковые данные на месте, но видно, что все выполняется без собственного отношения ученика к музыке. И, конечно, очень важный момент — отношение к звуку. Виолончель — особенный в этом смысле инструмент, который должен напоминать человеческий голос.
На мастер-классе были как ученики ДМШ, так и более взрослые ребята. С ними уже более подробно можно было говорить о тех вещах, которых конкретно им не хватает в собственном осмыслении. Их мышление должно подсказывать какие-то вещи в дополнении к тому, что говорит педагог.
Замечательная девушка, которая пришла из консерватории, показала сонату Рахманинова. И в этом случае разговор шёл о том, что это за композитор и, соответственно, какие эмоциональные состояния в звуковых приемах у исполнителя должны передать то, что хотел сказать композитор.
- Что возможно сделать с возникающими задачами за короткое время мастер-классов?
- Все проблемы за время мастер-класса решить нельзя, поэтому главное — указать на те моменты, с которыми надо в первую очередь работать.
Очень важно то, что участники мастер-класса из детских музыкальных школ пришли с педагогом. В таком случае гораздо проще показать как эти задачи могут решаться в перспективе. Когда педагог заинтересованно смотрит на процесс, он сразу начинает понимать, о чем идёт речь.
- Какие практические советы исполнителям вы можете дать?
- Дать советы, которые относились бы ко всем, конечно, чрезвычайно сложно, потому что все зависит именно от технических данных и степени развития каждого отдельного исполнителя. Но, несмотря на то что возраст учеников школы вообще не позволяет иметь собственное мнение о той музыке, которая играется, нужно все-таки постараться отнестись к этой музыке с определённым пиететом. Я об этом много лет говорю, что во главу угла должно ставиться именно отношение к музыке. Чтобы музыка открыла свои секреты, потому что исполнителей всегда будет много, а великие композиторы, которых они берутся исполнять — единицы.
Все хотят играть. И мало кто задумывается о том, что профессия называется исполнитель. И как следствие игры, зачастую идёт игнорирование каких-то таких вещей, которые просто в нотах написаны, а их надо внутри себя творчески переработать. Дать почувствовать, что играем, о чем играем и уже после этого — каким образом играем, какие приемы используем. Зачастую приёмы перекрывают не только смысл музыки, но и красоту виолончельного звука, которая должна всегда присутствовать.
Я понимаю, что это звучит банально, но не устаю повторять — хочется, чтобы люди больше любили музыку, чем себя. Зачастую люди не до конца понимают, с каким великим достоянием мы имеем дело, ведь Милий Алексеевич Балакирев сказал замечательную фразу: «Музыка, это то немногое, что Бог оставил нам от некогда бывшего на земле рая». Конечно, это высокие слова, но все-таки надо помнить, что по большому счёту это так.
Беседовала Е. Ключникова
Фото: Г. Омельченко