В «ДОМе на Знаменке» завершился цикл концертов Марии Остроуховой «Голос человеческий», посвященный вокальной музыке различных жанров и эпох.
Идея цикла заключалась в знакомстве зрителя с произведениями, которые исполняются достаточно редко. Программа первого концерта включала произведения четырех веков – музыкальное путешествие от раннего итальянского барокко Клаудио Монтеверди до сочинений Родиона Щедрина. Идею торжества голоса продолжил второй вечер, в котором прозвучала музыкально-поэтическая феерия «Оливье Мессиан. “Ярави: песнь любви и смерти”». Третий, заключительный концерт цикла был посвящен вокальному творчеству Дмитрия Шостаковича.
Музыка Шостаковича сопровождает Марию Остроухову всю её творческую жизнь: «Я заканчивала МССМШ как пианистка, и на государственном экзамене по концертмейстерскому мастерству играла «Сатиры» Дмитрия Шостаковича. Я безумно завидовала своему иллюстратору и стала мечтать, что однажды тоже спою этот цикл. Но когда у меня окончательно сформировался голос, стало ясно, что я не сопрано, а меццо. Правда, это позволило мне выучить цикл «Испанские песни» для меццо-сопрано».
Так, Дмитрий Шостакович стал одним из любимейших авторов певицы:
«Как чистый симфонист, и вокальную музыку он мыслит «насквозь». Мощно и безумно театрально. В ней есть все: соль жизни, ее быт, ее трагизм и шарж. И смех сквозь слезы, и беспредельная открытость».
В программе заключительного концерта прозвучали три вокальных цикла композитора: «Испанские песни» (Мария Остроухова – меццо-сопрано), «Сатиры» (Мария Батова – сопрано) и «Из еврейской народной поэзии» (Мария Батова – сопрано, Мария Остроухова – меццо-сопрано, Юрий Ростоцкий – тенор). Партия фортепиано – Анна Арзаманова.
С художественным словом выступила Надежда Липилина. Она вводила зрителей в атмосферу вечера, читая стихи Саши Черного и рассказывая о жизни Дмитрия Шостаковича, гения XX века, одновременно такого близкого и такого далекого нам.
Екатерина Ключникова