Цикл концертов «Четыре века в четыре руки». Вечер 1
Фортепианный дуэт лауреатов международных конкурсов Анны Арзамановой и Ольги Макаровой приглашает слушателей на новый сезон цикла «Четыре века в четыре руки».
Фортепиано подвластны многие жанры — даже опера, оратория и симфония. В этом слушатели смогут убедиться на первом же вечере цикла, когда в интерпретации для двух роялей со сцены прозвучат симфонии Моцарта, Бетховена, Шуберта.
Автор проекта и музыкально-исторических комментариев к циклу, заслуженный работник культуры РФ Анна Арзаманова рассказала об идее концерта и о выборе программы:
При выборе программы для концерта мне хотелось начать с более академичной Вены и дойти до романтизма — "Неоконченной симфонии" Франца Шуберта.
Отдельно хотелось бы рассказать о Симфонии № 2 Людвига ван Бетховена. Принято считать, что композитор — такой, каким мы его знаем — проявился, начиная с Третьей симфонии. Нет, его непобедимый героический стиль, масштаб и величина родились в несправедливо редко исполняемой Второй симфонии. Одновременно с ее сочинением был написан важнейший документ в жизни Бетховена — Хайлигенштадтское завещание, в котором композитор сообщает братьям о том, что навсегда потерял слух. Именно с чувством обнаружения самой страшной для музыканта болезни связано написание этого совершенно героического, жизнеутверждающего произведения.
В финале нашего вечера, нарушив хронологию, мы сыграем Симфонию № 41 Вольфганга Амадея Моцарта, известную как «Юпитер». По моему мнению, это самое светлое его сочинение, с которым может конкурировать разве что опера «Волшебная флейта». Здесь нет ни одной ноты грусти, сомнений, тоски. Надеюсь, каждый сможет извлечь для себя из этой музыки что-то полезное, а возможно, даже спасительное. Таким сочинением приятно прощаться с публикой.
На концерте я буду зачитывать отрывки из книги Стефана Цвейга «Вчерашний мир», поскольку лучше, чем он, рассказать о Вене, на мой взгляд, невозможно».
Анна Арзаманова — заслуженный работник культуры России. С 1981 года преподает в МССМШ им. Гнесиных специальное фортепиано и концертмейстерское мастерство. Является автором методик в области педагогической практики. Многие ее воспитанники — лауреаты известных международных конкурсов. Пианистка выступает в концертах как солистка и концертмейстер. Работает в жюри международных конкурсов, проводит мастер-классы в России и за рубежом. Обладатель нагрудного знака «За достижения в культуре Российской Федерации», почетный профессор Консерватории г. Шеньян (КНР). Имеет награды от Президента России. В 2023 году вошла в число победителей конкурса на присуждение премии Министерства культуры РФ лучшим преподавателям профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области музыкального искусства.
Ольга Макарова в 1992 году окончила МССМШ им. Гнесиных (класс Т.А. Зеликман). В 1992–1998 обучалась в РАМ им. Гнесиных (класс профессоров В.М. Троппа и Г.Б. Гордона). Окончила аспирантуру МГК им. П.И. Чайковского (класс профессора В.В. Кастельского).
Концертмейстер в АМУ при МГК им. П.И. Чайковского и в МССМШ им. Гнесиных. Ведет класс специального фортепиано в ДМШ при АМУ при Московской консерватории и класс камерного ансамбля в МССМШ им. Гнесиных. Один из организаторов Вайнберговского общества в Москве, член Общества М.С. Вайнберга в Германии. Ведёт активную концертную деятельность, даёт сольные и камерные концерты в России и за рубежом. Выступала с такими партнерами как М. Лидский, А. Лундин, Р. Комачков, О. Бугаев, А. Иков, А. Спиридонов, М. Худолей. Как концертмейстер тесно сотрудничает с заслуженной артисткой России Я. Иваниловой. Имеет записи на дисках компаний Denon, «Русский диск», а также на Немецком радио.