Сочинения уроженца Полтавской губернии Фомы Гартмана (1885–1956) — нечастые гости наших концертных афиш. Между тем, Фоме Александровичу принадлежит заметное место в истории русской культуры. Композиторским мастерством он овладевал под руководством Антона Аренского и Сергея Танеева, как пианист учился в Санкт-Петербургской консерватории у Анны Есиповой. Дружил с художником Василием Кандинским, вместе они работали над сценическим сочинением «Жёлтый звук». На протяжении долгих лет сотрудничал с Георгием Гурджиевым, писал музыку к его «сакральным танцам», оставил воспоминания о своем духовном наставнике.
Четвертого декабря в стенах Гнесинки, в Органном зале прозвучит российская премьера Трио для флейты, скрипки и фортепиано Гартмана «Quasi Variation» (1946) — произведения, написанного в американской эмиграции. Слушателям концерта предстоит познакомиться с поздним стилем Гартмана и попробовать расслышать в его Трио родные композитору украинские мотивы.
Эмиграция стала горьким уделом еще одного выходца из Восточной Европы – Богуслава Мартину. Соната для флейты, скрипки и фортепиано H 254 он сочинил в Париже по заказу Марселя Жозефа Моиза, выдающегося представителя французской флейтовой школы XX века. Премьера сочинения состоялась в радиоэфире 1 июля 1937 года. Помимо самого заказчика в исполнении участвовали его сын Луи, а также скрипачка Бланш Онеггер, однофамилица известного композитора. Трио в таком составе успешно выступало в течение двух десятков лет, а Бланш и Луи в итоге поженились. Неоклассицизм Мартину в Сонате предстает во всем своем блеске и великолепии: свежая мелодика, оживленные переклички инструментов, чешские танцы как прочная основа для французских изысков — полиритмии, полигармонических эффектов.
Редкую музыку исполнит трио замечательных артистов, лауреатов международных конкурсов: Зоя Вязовская (флейта), Марина Катаржнова (скрипка), Лили Мгерян (фортепиано).