- Сведения об образовательной организации МССМШ им. Гнесиных
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организацией
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты
- Руководство
- Педагогический состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса. Доступная среда
- Гостиница
- Стипендии и иные виды материальной поддержки
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода)
- Антикоррупционная политика
- Международное сотрудничество
- Сведения об образовательной организации ДМШ при МССМШ им. Гнесиных
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организацией
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты
- Руководство
- Педагогический состав
- Материально-технические ресурсы ДМШ при МССМШ им. Гнесиных. Доступная среда
- Стипендии и иные виды материальной поддержки
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода)
- Антикоррупционная политика
- Международное сотрудничество
- История
- Структура
- Виртуальный тур
- СМИ о школе
2 июня 2023 - 31 мая 2024 г.
Проведение мероприятий к 150-летию Ел.Ф. Гнесиной
31 мая 2024 исполнилось 150 лет со дня рождения Елены Фабиановны Гнесиной (1874-1967) – одной из основательниц гнесинских учебных заведений, выдающегося педагога, музыканта и общественного деятеля.
МССМШ им. Гнесиных в честь значимой даты провела Конкурс молодых композиторов, серию концертов, мастер-классы и другие события к юбилею.
24 октября 2021 г.
Триумфальный концерт в Большом зале Зарядье к 75-летию МССМШ им. Гнесиных
«Вибрации истории» – грандиозная программа, в которой объединились несколько поколений гнесинцев: молодых исполнителей и выпускников, признанных мастеров и педагогов, артистов с мировым именем, передающих свой опыт юным талантам.1 сентября 2018 г.
В сентябре 2018 года в МССМШ им. Гнесиных открыто новое направление
в подготовке специалистов среднего звена —
Отделение «Музыкальное звукооператорское мастерство».
Первый выпуск — июнь 2022 года.
4 июня 2015 г.
Окончательное завершение реконструкции всего комплекса зданий школы. Визит мэра Москвы С.С. Собянина.
17 мая 2015 г.
Открытие скульптурного горельефа З.И. Финкельштейна — первого директора МССМШ им. Гнесиных. Встреча выпускников всех поколений.
15 февраля 2015 г. Присвоение МССМШ им. Гнесиных международного статуса «All-Steinway School»
После масштабной реконструкции Школа им. Гнесиных стала обладательницей первоклассной коллекции инструментов, включая 56 роялей Steinway и 12 роялей Boston и 30 фортепиано Essex(производитель Steinway & Sons). В таком количестве инструменты знаменитой фирмы не представлены ни в одном из музыкальных учебных заведений Москвы.
Для вручения сертификата и открытия знака «All-Steinway School» («Школа Стейнвей») МССМШ им. Гнесиных посетил президент корпорации «Steinway & Sons» в Нью-Йорке Maйкл Суини (Michael Sweeney).
1 октября 2014 г. «Ночь музыки на Знаменке»
МССМШ им. Гнесиных отмечает знаменательное событие — возвращение школы в историческое здание. Проведение праздничной встречи в формате «Skype-концерта» с участием Евгения Кисина, Бориса Березовского, Константина Лифшица, Александра Кобрина, Даниила Трифонова, оркестра «Гнесинские виртуозы» и др.
2 сентября 2014 г.
Концерт «Гнесинских виртуозов», посвященный завершению реконструкции главного корпуса школы на Знаменке. Первое после 10-летнего перерыва выступление учащихся МССМШ им. Гнесиных на «родной» сцене.
Сентябрь 2012 г.
Заместитель мэра в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства М. Хуснуллин инспектирует ход работ по реконструкции комплекса зданий школы.
Осень 2011 г.
Подрядчик, который вел реконструкцию комплекса зданий школы, отстранен от работ.
2011
65-летие школы.
Реконструкция по-прежнему не завершена...
Январь 2007 г.
Проведение I детского фестиваля искусств «Январские вечера» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
27.10.2006
Поручение Президента России В.В.Путина председателю Правительства России М.Ф.Фрадкову и мэру Москвы Ю.М.Лужкову решить вопрос о реконструкции школы как важного объекта культуры.
2005
Изложение ситуации со школой бывшими выпускниками А.Огринчуком, Б.Андриановым и И.Федоровым на встрече с Президентом России В.В.Путиным.
2004
Новое Постановление Правительства Москвы о проведении реставрации, реконструкции и строительства комплекса зданий школы в 2004–2006 годах.
Перевод школьных занятий со Знаменки в помещения по адресу: ул. Сретенка, 21.
Получение школой статуса Колледжа.
2003
Многократные обращения дирекции школы в Правительство Москвы, Московскую городскую думу, Федеральное собрание РФ, Администрацию Президента РФ по вопросам невыполнения решений Правительства Москвы.
2002
Перевод части школьных занятий из здания на Знаменке в помещения Гостиного двора на Ильинке.
2001
Постановление Правительства Москвы о проведении реставрации, реконструкции и строительства комплекса зданий школы в 2001–2003 годах.
Организация и проведение первого в России Юношеского фестиваля барочной музыки.
Ноябрь 2000 г.
Проведение I Телевизионного конкурса «Щелкунчик» совместно с т/к «Культура» в стенах школы.
2000
Посещение школы мэром Москвы Ю.М.Лужковым. Принятие решения о необходимости срочного проведения реставрации и реконструкции зданий школы с расширением площадей.
Организация и проведение в школе Первого телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик».
1999
Одобрение Москомархитектурой проектных предложений по воссозданию флигелей.
1998
Школа занимает первое место в рейтинге музыкальных школ России по творческим показателям (публикация в журнале «Карьера»).
1996
Возвращение школе предыдущего названия и присвоение статуса Нетипового образовательного учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся музыкальные способности.
Первое обращение к мэру Москвы Ю.М.Лужкову с просьбой о расширении учебных площадей и воссоздании флигелей, некогда расположенных в сквере перед домом.
1994
Реорганизации МССМШ им. Гнесиных в Московский музыкальный лицей им. Гнесиных с закреплением за ним участка земли и двух зданий.
Издание первого компакт-диска «Гнесинских виртуозов».
1991
Окончание ремонта и начало занятий во флигеле.
Первый выезд «Гнесинских виртуозов» за рубеж (Франция).
1989
Выборы и назначение М.С.Хохлова директором школы.
Кончина З.И.Финкельштейна.
Начало ремонтных работ во флигеле.
1973
Решение Исполкома Моссовета расселить соседний со школой дом (флигель), отремонтировать его и передать школе.
1967
Кончина Е.Ф.Гнесиной.
1966
Открытие духового отделения.
1962
Переезд школы в дом 12 по улице Фрунзе (ныне Знаменка).
Первая победа на конкурсе им. П.И.Чайковского – Наталья Шаховская (виолончель).
1946
Первый учебный год в школе.
Открыты фортепианное и струнное отделения.
Директор – З.И.Финкельштейн.
Художественный руководитель – Е.Ф.Гнесина.
Таких школ открылось в те годы немало, но большинство из них быстро окончили свое существование. Однако оказались пророческими слова известного музыковеда, профессора Кашкина (друга Чайковского), сказанные сестрам Гнесиным: «Смело беритесь за дело и открывайте школу. Вначале у вас будет 30 учеников, потом 60, а затем 100!» Цифры «60» Гнесины достигли уже через пять лет. Тогда местом обитания учебного заведения на долгие годы сделался особняк на Собачьей площадке – в ныне несуществующем уютном уголке старой Москвы. В дальнейшем рост Гнесинской школы (в дореволюционный период в учебных заведениях еще не существовало разделения на разные ступени, поэтому здесь учились и дети, и взрослые) неизменно шел в «геометрической прогрессии».
Пять сестер Гнесиных, истинные энтузиасты своего дела, посвятили всю жизнь музыкальной педагогике. Они всегда жили в том же доме, где размещалось их детище, и семейная гостеприимная атмосфера, чуждая всякой официальности, неизменно привлекала и учеников, и коллег.
Сестры Гнесины – кроме самой младшей, Ольги – были воспитанниками Московской консерватории. Две старшие – Евгения и Елена – учились у выдающегося музыканта и педагога, директора консерватории В. И. Сафонова. Обе закончили консерваторию с серебряными медалями. Елена Фабиановна также училась и у легендарного итальянского пианиста Ф. Бузони, год работавшего в Москве. Обе старшие сестры – выдающиеся педагоги-пианистки – на равных возглавляли училище-школу, но Елена Гнесина с самого начала стала его официальным и административным руководителем. Вместе с ними школу основала и их сестра Мария – все они были пианистками. Елизавета Фабиановна Гнесина-Витачек – единственная из сестер Гнесиных была скрипачкой. Окончив консерваторию по классу знаменитого профессора И. В. Гржимали, она также стала преподавать в Училище своих сестер, где основала классы скрипки, ансамбля, оркестра и на протяжении полувека стояла во главе струнных отделов и Училища, и обеих музыкальных школ имени Гнесиных – семилетки и десятилетки. Ольга Александрова-Гнесина, будучи младшей, сама была ученицей Гнесинского училища и закончила его в самом первом выпуске. С тех пор она преподавала фортепиано во всех учебных заведениях в течение шестидесяти лет, а в Спецшколе-десятилетке была первой заведующей фортепианным отделом.
Михаил Гнесин, ученик великого Римского-Корсакова (он окончил Петербургскую консерваторию), присоединился к работе своих сестер значительно позже, в 1923 году. Замечательный композитор, лауреат многих премий, профессор Московской и Ленинградской консерваторий, он открыл в училище «творческий» (теоретико-композиторский) отдел, где воспитал немало выдающихся музыкантов (в их числе – А. И. Хачатурян, Т. Н. Хренников).
Удивительным был тот факт, что Елена Фабиановна Гнесина возглавляла учебные заведения на протяжении 72 лет и сама олицетворяла живые традиции времени Серебряного века. Человек необычайной воли, энергии, она всегда брала на себя заботы обо всех обитателях Гнесинского Дома. Прекрасный педагог, она воспитала огромную плеяду музыкантов (среди них – первый победитель конкурса им. Ф. Шопена Лев Оборин, дирижер Геннадий Рождественский, композиторы Борис Чайковский и Арно Бабаджанян), много лет с успехом концертировала, создала много произведений для детей, вела и занятия хора, при этом – бессменно занималась всеми административными, хозяйственными, строительными вопросами. Ни один директор в Москве, наверное, не построил столько зданий, сколько она. При самых тяжелых исторических катаклизмах Гнесинские учебные заведения не только продолжали жить и сохраняли свои принципы, но и постоянно расширялись и росли профессионально.
В Гнесинском Доме неизменно стремились к тому высшему профессиональному уровню, который соответствовал бы критериям их учителей и друзей (а среди них были самые выдающиеся музыканты своей эпохи – Танеев, Сафонов, Аренский, Скрябин – его дети учились в Школе Гнесиных, Рахманинов...). Здесь была выработана система подлинно творческого воспитания музыкантов с раннего детства, принципы преемственности различных ступеней образования. Много замечательных начинаний впервые было осуществлено именно в Гнесинской школе: это создание первого в Москве детского хора Евг. Ф. Савиной-Гнесиной (1903 г.), постановки детских опер, введение новых предметов – ритмики по системе Жак-Далькроза, аккомпанемента, методики преподавания фортепиано, организация подготовки музыкальных работников радио (в 1930-е г.) и др. Уже с первых лет работы училища среди педагогов-гнесинцев – крупнейшие музыканты: композиторы Р. М. Глиэр и А. Т. Гречанинов, написавшие много произведений специально для учеников-гнесинцев, пианистка Е. А. Бекман-Щербина. И далее, на протяжении всей долгой истории, к Гнесиным охотно шли работать самые выдающиеся музыканты своего времени.
В 1919 году Училище Гнесиных стало государственным, а еще через год разделилось на две ступени – детскую школу и техникум (училище). К 30-летию учебных заведений, в 1925 году им было присвоено имя Гнесиных. Их рост привел к созданию спустя полвека после основания первого учебного заведения еще одной пары – Музыкально-педагогического института (в 1944 г.), ныне ставшего Российской академией музыки и Спецшколы-десятилетки (в 1946 г.) и к образованию «музыкального комбината». В 1946 г. для учебных заведений построено новое здание на улице Воровского (Поварской) (первоначально в нем располагаются и новая спецшкола – на первом этаже, и училище, и институт), затем оно расширяется, строится Концертный зал, а позже – и новое здание для училища. Обе школы в 1962 г. получают отдельные здания.
Члены дружной семьи из четырех учебных заведений имени Гнесиных, долго существовавших под единым управлением Ел. Ф. Гнесиной, получают самостоятельность – для каждого из них Елена Фабиановна подбирает достойного преемника. Так, в Школе-семилетке директором стала Е. В. Давыдова, в Институте – Ю. В. Муромцев, а в Школе-десятилетке – З. И. Финкельштейн (все – непосредственные ученики Ел. Ф. Гнесиной), особенно близкий воспитанник Гнесиной, душеприказчик по ее завещанию.
В результате каждое из звеньев Гнесинского комплекса занимает ведущее место в своей ступени музыкального образования страны. Но все они составляют Гнесинский Дом с его замечательными традициями, созданными великими педагогами на протяжении прошедших 123 лет.
В 1962 году музыкальной школе-десятилетке имени Гнесиных был выделен особняк на улице Фрунзе, дом 12 (ныне Знаменка) — историческая усадьба Апраксиных-Бутурлиных, первое упоминание о которой относится к самому началу XVIII века. За прошедшие со времени постройки два с половиной века здание неоднократно перестраивалось и изменялось, долгие годы не зная капитального ремонта. К концу века XX его состояние приблизилось к аварийному. В 1973 году школе дополнительно был отдан сохранившийся усадебный флигель, который, однако, был отремонтирован только в 1989-1992 гг. после избрания директором школы М.С. Хохлова.
В 1994 году М.С. Хохлов впервые обратился к мэру Москвы Ю.М. Лужкову с предложением расширить школьные площади и восстановить в полном объеме историческую усадьбу Апраксиных-Бутурлиных. Были проведены исторические исследования и подготовлен эскизный проект. В 2000 году после посещения школы Ю.М. Лужковым было принято решение о необходимости расширения площадей и срочного проведения реставрации и реконструкции зданий школы (особняка и флигеля).
С момента запуска процесса реконструкции прошло более 10 лет. Вялотекущие ремонтные работы в историческом особняке на Знаменке велись урывками, начинались и останавливались. Ученики Гнесинки, расселенные по трем зданиям в разных районах Москвы (Цветной бульвар, ул. Ильинка, ул. Сретенка), вынуждены были разъезжать между ними. Педагоги испытывали трудности с согласованием расписания. Дирекция школы прилагала неимоверные усилия, чтобы сохранить школу на прежнем месте и все-таки завершить строительство...
Активная фаза строительных работ в комплексе зданий школы на Знаменке началась только в 2012 году, когда новая команда во главе с мэром Москвы С.С. Собяниным взялась за решение этой проблемы. За два года проведения сложнейших инженерных, строительных и реставрационных «операций» были полностью восстановлены Главное здание (1 корпус) и два флигеля (2 и 4 корпуса). Здание общежития (3 корпус) при вскрытии фундаментов оказалось наименее ремонтопригодным и потребовало проведения гораздо большего по сравнению с запланированным объема работ.
1 октября 2014 года, в Международный день музыки, МССМШ им. Гнесиных отметила свое возвращение в здание на Знаменке — на ее историческое место; в школе возобновились занятия.
В июне 2015 года полномасштабная реконструкция «Гнесинской десятилетки» была окончательно завершена (в связи со сдачей последнего, третьего корпуса). Школу с инспекцией посетил мэр Москвы С.С. Собянин, отметивший, что МССМШ им. Гнесиных — лучшая школа в Москве с музыкальными инструментами мирового уровня (в феврале 2015 г. школе был торжественно присвоен международный статус «All-Steinway-School»).
С 1 сентября 2015 года Школа им. Гнесиных открыла новый учебный год в великолепном учебном комплексе на Знаменке, состоящем из четырех корпусов, соединенных между собой галереями и переходами. После долгих лет ожиданий гнесинцы наконец вернулись в свою alma mater; учебный процесс вновь сосредоточен в одном месте. Кроме того, в школе появилось общежитие для проживания иногородних учащихся. В общежитии смогут также жить и профессора, приезжающие в Москву на мастер-классы.
З.И. Финкельштейн. Материализация духа
Когда в 1989 году Зиновий Исаакович закончил свою деятельность как директор, он продолжал приходить в школу и мы сидели в кабинете вдвоем. Это происходило, видимо, потому что он не мог расстаться с этим местом физически. Он создал нашу школу: подбирал людей, ядро педагогов, формировал коллектив, он заложил и поддерживал ее дух. Когда пришло время уходить, он просто был не в состоянии отделить себя, свое тело и душу от этого здания, в котором школа просуществовала много лет и обрела себя. Для него это было больше, чем физическое и духовное разъединение - это означало смерть.
В то время я отчетливо понял, что Зиновий Исаакович является частью и духовной составляющей не только школы как своего детища, но и здания на Знаменке. Поэтому, когда появилась идея увековечивания памяти Зиновия Исааковича, я почувствовал, что традиционные формы - например, установка памятника из бронзы - не совсем отвечают пониманию того, что первый директор школы оставил после себя.
Сейчас мы уже знакомы с такими видами человеческого взаимодействия как обмен энергиями, мысленной информацией, ощущение или даже наблюдение светящейся оболочки – ауры человека. Мне кажется, для выражения этих знаний нужны и новые формы, и материалы, поскольку привычные не в полной мере соответствуют нашим новым представлениям о возможностях и взаимодействии людей. В этом смысле современное искусство, которое ищет новые формы, может лучше выразить идею духовной связи и дать ощущение присутствия человека там, где его физически нет.
Однажды увидев работы молодых скульпторов Recycle Group, я поразился необычности их взгляда на традиционное представление о скульптуре и горельефе. У меня немедленно возникла мысль, что это как раз то, что отвечает моей идее. Художники работают в современной технике, создавая свои композиции из разных, порой неожиданных материалов, в частности из пластиковой сетки. Однако по монументальности эти работы можно сравнить с произведениями античности или эпохи Возрождения. При этом в соединении со световым эффектом этот формообразующий материал полностью отвечает идее создания ощущения светящейся памяти о дорогом нам человеке, материализации его духа.
Зиновий Исаакович, как бы приоткрывая дверь, выходит к нам навстречу, как всегда без пафоса, приветливо и с интересом встречая новые поколения...
Михаил Хохлов, директор МССМШ им. Гнесиных
Буклет к 100-летию со дня рождения З.И. Финкельштейна
(с воспоминаниями выпускников МССМШ им. Гнесиных)
Биография З.И. Финкельштейна
Зиновий Исаакович Финкельштейн
Зиновий Исаакович родился 7 октября 1910 г. в Киеве в семье скромного служащего, всю жизнь работавшего по найму в разных фирмах и конторах. При этом в семье любили и ценили искусство. Родители были страстными театралами - у Зиновия Исааковича сохранилась большая коллекция дореволюционных театральных программ. Он также еще в детстве полюбил театр, особенно Большой и Малый (семья переселилась в Москву, когда Зиновию было пять лет).
Особым увлечением в семье был балет и, конечно, главный кумир балетоманов - Екатерина Гельцер, долгое время царившая на сцене Большого. В юности Зиновий Финкельштейн был ее горячим поклонником и знаменитая балерина одарила его своей дружбой, продолжавшейся много лет. Молодой музыкант аккомпанировал Гельцер в концертных выступлениях, а позже она даже посещала школу и присутствовала на занятиях хореографического кружка.
Музыкальные способности и увлечения Зиновия, по-видимому, проявились достаточно рано, и родители стремились дать ему достойное образование, хотя в 1920-е годы из-за тяжелого быта это было нелегко.
Успешно проявляя себя как пианист, с 16 лет Зиновий работает в качестве аккомпаниатора в различных клубах и на разовых концертах. С этого момента начинается его непрерывная трудовая деятельность, вынужденно совмещаясь с учебой.
В 19 лет Зиновий Финкельштейн поступает в техникум им. Гнесиных (так тогда называлось училище) в класс Елены Фабиановны Гнесиной. Это стало определяющим событием в его жизни - с Гнесинским домом он уже не расставался никогда в течение последующих 60 лет.
Пять лет учебы у Гнесиной - непростые годы. Зиновий делает большие успехи - он часто выступает на студенческих концертах, играет сложные произведения. Бесценные навыки для будущей работы он приобретает и на занятиях инструментовкой в классе крупнейшего мастера - профессора Д.Р. Рогаль-Левицкого. В 1932 году Ольга Фабиановна Александрова-Гнесина, ставшая впоследствии его большим другом, по рассказам Зиновия Исааковича, «втравила» его в работу по созданию переложений для школьных ансамблей. «Я делал несколько первых переложений для двух фортепиано, ну и с опасением принес ей: что скажет Ольга Фабиановна? Отношение ее было вполне благожелательным. Она поддержала меня, и я уже перестал бояться этой работы. А Ольга Фабиановна стала уже прямо заказывать мне разные вещи - и я с удовольствием это делал… И когда ей понравились мои обработки, она сейчас же сообщила об этом Елене Фабиановне, Евгении Фабиановне, Елизавете Фабиановне и Михаилу Фабиановичу… Думаю, что в какой-то мере именно из-за этого я был привлечен к педагогической работе в нашей детской школе еще до того как окончил музыкальное училище». Это стало еще одним видом постоянной деятельности музыканта: он делает аранжировки для различных составов - от фортепианного дуэта до симфонического оркестра. Всего З.И. Финкельштейном было создано свыше 200 переложений, из которых только 67 были изданы и вошли в обиход различных коллективов.
Во время учебы молодой пианист продолжает работать не менее интенсивно: он руководит музыкальными кружками на пуговичной фабрике и в Польском рабочем клубе, начинается и его педагогическая деятельность - в музыкальной школе им. П.И. Чайковского. Там он впервые становится руководителем детского оркестра, приступив таким образом к работе дирижера, которой потом занимался всю жизнь.
Видя яркие успехи своего ученика в этой сфере, Елена Фабиановна Гнесина - строгий и требовательный руководитель - берет его на работу в школу преподавателем класса камерного ансамбля. Столь активная работа не могла не помешать учебе и Елена Фабиановна часто ругала его «за лень». Был даже момент, когда он чуть не бросил учебу, но мудрое вмешательство Евгении Фабиановны Савиной-Гнесиной повлияло на его решение учиться дальше во что бы то ни стало.
Успешно закончив техникум в 1934 году, молодой выпускник продолжает преподавать в школе-семилетке им. Гнесиных (уже и как педагог оркестрового класса) и выступать как концертирующий пианист. Он постоянно играет в трио с прекрасными партнерами - вначале с А. Левиным и А. Стогорским, затем - с Ю. и Б. Реентовичами. Трио часто дает концерты от разных организаций, нередко Финкельштейн аккомпанирует известным певцам в Колонном зале.
Заметив организационные способности молодого музыканта, в 1940 году его приглашают на работу в Комитет по делам искусств, где он занимает инспекторские посты. Зиновий Исаакович доверительно признавался одному из друзей: «Так отличаются - люди и так называемый «аппарат»… Какая тоска в Комитете!». Трудовая деятельность в Комитете продолжалась не долго - вскоре началась война.
Все четыре военных года - с августа 1941 по декабрь 1945 - Зиновий Исаакович находился в армии. Он был призван в Сибирский военный округ и находился в Томске, сначала в составе областного дома Красной Армии, а потом - Ленинградского артиллерийско-технического училища зенитной артиллерии (ЛАТУЗА). Здесь он - «старший музыкант» - руководил военной самодеятельностью, работал в агитбригадах, был старшиной музыкального взвода. Работа эта была чрезвычайно насыщенной и оставила глубокий след в жизни Зиновия Исааковича. Он сохранил все свидетельства военных лет - документы, программы, даже черновики текстов исполнявшихся произведений. Сержант Финкельштейн стал настоящим специалистом в деле создания музыки к спектаклям и песням, адаптированным вариантам музыкальных комедий, а также в подготовке обработок для любого состава. В полной мере он мог назвать себя композитором - знаменательна появившаяся 29 декабря 1944 года заметка в армейской газете «Сержант-композитор». Ансамбли под его руководством 11 раз выигрывали конкурсы, он получал многочисленные награды и благодарности. С огромным удовольствием Зиновий Исаакович вспоминал о работе в агитбригадах с выдающимися артистами - Н.К. Черкасовым, В.В. Меркурьевым, хореографом Н.С. Надеждиной, композиторами М.И. Блантером и К.В. Молчановым.
После окончания войны и демобилизации он вернулся в Гнесинскую школу. Елена Фабиновна Гнесина сразу назначила его своим заместителем по руководству школой-семилеткой.
В это время идет завершающая стадия строительства нового здания Гнесинских учебных заведений на Поварской и ему приходится активно включиться в ход строительно-отделочных работ. В 1946 году строительство было закончено и состоялось давно намеченное открытие новой школы - Спецшколы-десятилетки (такое название МССМШ им. Гнесиных носила до 1958 года). Началось главное дело жизни З.И. Финкельштейна - он стал директором школы. С этого времени ни на один момент он не отрывается от забот и тревог школьной жизни: часто даже в отпуск не уходит или уходит с большим опзданием, потому что надо делать ремонт, дождаться поступления выпускников в ВУЗ (всегда!), добиться решения строительных и финансовых вопросов…
Школа начала работу в семи классах и учительской, где находился и директор. Бюджет новой школы был запланирован не с начала учебного года, а только с января. Пришлось бесплатно работать и директору и первому завучу - Е.Н. Нечаевой - и все оборудовать своими силами.
Таким энтузиазмом школьный коллектив отличался всегда. Всеми успехами школа обязана своим замечательным педагогам. Бесспорная личная заслуга директора - объединение их под своим крылом. Любовь коллектива к школе и заботливое, семейное, отношение ко всем ученикам - удивительный пример, заданный с самого начала первыми помощниками Зиновия Исааковича: фортепианный и оркестровый отделы школы с первых дней возглавляли О.Ф. Александрова-Гнесина и Елиз.Ф. Гнесина-Витачек, теоретический - Е.В. Давыдова, ближайший помощник, «ученица-дочка» Ел.Ф. Гнесиной.
Долгое время школа находилась и официально работала при институте им. Гнесиных и подчинялась его директору - Елене Фабиановне, которая всегда не только пристально следила за всем происходящим в школе, но и имела там хотя бы одного ученика.
С самого начала в школе шла интересная творческая жизнь, и ее молодой директор быстро и навсегда завоевал безусловный авторитет среди учеников. Долгое время среди них ходило его доброе прозвище «Зюзя», затем - еще дольше - «ЗИФ». Неизменной была и традиция юмора - в капустниках, шарадах, дружеских развлечениях Зиновий Финкельштейн принимал участие с юности, года был еще учеником гнесинского училища.
Четыре первых десятилетия работы школы пришлись на очень непростое время. Вынужденный взаимодействовать с различными партийными и советскими чиновниками, проводить в жизнь идеологические предписания, ограждать и защищать свое детище в период многочисленных кампаний, З.И. Финкельштейн прошел его на редкость достойно. Его поведение, как и вся обстановка в школе, были во все времена человечными, интеллигентными и нигда не были формальными.
Успехи школы постепенно нарастали: прошел первый выпуск (а всего в годы работы Зиновия Исааковича их было 40), появился первый лауреат - В. Пикайзен - потом их становилось все больше. Важным моментом официального признания школы, которой тогда исполнилось 10 лет, стало включение выступления струнного оркестра под управлением З.И. Финкельштейна в торжественный концерт для делегатов ХХ съезда КПСС, где участвовали самые знаменитые исполнители страны. Этапные события - участие в премьере «Оды радости» А. Хачатуряна во Дворце Съездов, приглашение школьного оркестра под руководством Зиновия Исааковича в главный пионерлагерь страны «Артек», победа выпускниц школы Н. Шаховской и К. Георгиан на конкурсе имени Чайковского…
Энергичный и успешный директор школы, однако, не имел высшего образования. Вопрос об этом встал при весьма неблагоприятных обстоятельствах - как в общеполитическом плане, так и в отношении Гнесинских учебных заведений. Зиновий Исаакович принимает решение уйти с директорского поста, чтобы подготовиться к окончанию ВУЗа экстерном. В течение четырех лет директором школы был Б.Д. Бехтерев, а Зиновий Исаакович оставался в стенах своего детища, являясь его заместителем. В 1953 году он успешно сдал госэкзамены, исполнив, в числе прочего, Пятый концерт Бетховена, и получил диплом института им. Гнесиных. После кончины Б.Д. Бехтерева в 1957 году он снова назначен директором школы.
Вскоре приходит «обретение независимости»: школа становится самостоятельным учреждением, а далее остро встает вопрос о собственном здании. Эти проблемы будут занимать Зиновия Исааковича до самого конца его работы. Вместе с Еленой Фабиановной они пытаются получить разрешение на строительство нового здания для школы, затем добиваются получения прекрасной старинной усадьбы на Знаменке. Каждого жильца многонаселенного дома на Знаменке приходится обеспечить новой жилплощадью, переоборудовать жилой дом под школу (причем первое время она сосуществует с еще не выселенными жильцами) - все это необходимо лично решать директору.
Со временем становится очень тесно и в собственном здании и начинается аналогичная эпопея по получению соседнего с усадьбой флигеля, которая завершится уже после кончины Зиновия Исааковича. При этом - в школе каждодневная, полная забот, тревог и радостей жизнь: организация занятий, концертов, педсоветы и школьные праздники, проделки учеников и нужды педагогов, собственная преподавательская работа в оркестровом классе, новые переложения и перепись партий…
Опыт школы - одной из первых в стране и в мире спецшкол для одаренных детей - становится примером для всех музыкальных десятилеток СССР. Ее директор щедро делится им с коллегами, часто выезжает в командировки, организует обмен концертами и открытые уроки педагогов, составляет методические планы и программы. Он охотно выступает в дискуссиях по музыкальному образованию, откликается на публикации. Особенно значительной новацией стало введение на духовом отделе школы его первым заведующим И.Ф. Пушечниковым обучения малышей на блок-флейте. Зиновий Исаакович пробивал эту идея в различных инстанциях, результатом чего стало использование этого инструмента во многих школах страны.
При этом за границей З.И. Финкельштейну удалось побывать только в 70 лет. Тогда он выехал с группой педагогов в турпоездку во Францию, а уже в самом конце жизни ему довелось воочию увидеть международный триумф школы в Англии, где ученики, в том числе Женя Кисин, давали концерты для педагогов и учащихся самых престижных музыкальных учебных заведений. Эта поездка, новая по самой своей возможности, оказалась в какой-то степени кульминационным моментом, радостным завершением многолетнего пути З.И. Финкельштейна.
Деятельность в школе продолжалась до самых последних месяцев жизни Зиновия Исааковича. За полгода до кончины он активно поддержал стремление коллектива избрать новым директором воспитанника школы - М.С. Хохлова - и добиться признания этого выбора в руководящих структурах, таким образом обеспечив достойного преемника.
Зиновий Исаакович был эрудированным человеком, очень любившим и превосходно знавшим литературу. Он тщательно собирал собственную библиотеку и с большим вниманием относился к пополнению школьной. Предметом его постоянных забот было хранение гнесинских традиций, о которых он часто рассказывал на различных памятных вечерах, и бережное отношение к истории школы и всех Гнесинких учебных заведений.
Скромный человек, Зиновий Исаакович, не заботился о личном престиже, и все его помыслы были устремлены во благо школы. Только незадолго до 70-летия ему было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР», а среди его наград было девять медалей. И, конечно, он по-настоящему любил свою семью и был ей предан. Более 30 лет женой З.И. Финкельштейна была педагог школы Т.Б. Вицинская, он воспитал двух ее детей от первого брака и внучку, которую заботливо растил.
Директор прекрасно знал каждого ученика школы, его родителей, не забывал их много лет. Со всеми он держал себя просто и уважительно, каждый постоянно чувствовал его искреннюю заботу, готовность прийти на помощь. Это вызывало ответную любовь - главную награду за все труды Зиновия Исааковича. И то, что каждый ученик и педагог из нескольких поколений гнесинцев воспринимал школу как свой любимый дом, думая «наша школа» и «наш директор» - возможно, - самое главное его достижение. Поэтому Зиновий Исаакович никогда не будет забыт гнесинцами, а его имя в истории отечественного музыкального образования останется как одно из самых значительных.
Дорогие Гнесинцы и друзья школы!
Благодарим всех, кто пожертвовал средства на создание горельефа Зиновию Исааковичу Финкельштейну!
Мы не сомневались, что нашими общими усилиями горельеф будет создан и сохранит память о первом директоре, напоминая всем входящим в школу об этом замечательном человеке и о гнесинских традициях, заложенных трудом и душевным теплом всех педагогов, работавших под руководством Зиновия Исааковича, о людях, оставивших неизгладимый след в сердце каждого выпускника Гнесинки.
МССМШ им. Гнесиных выражает особую благодарность генеральному спонсору проекта,
выпускнице школы ИРИНЕ ОЗНИЕВОЙ
Мы говорим «СПАСИБО!» всем, кто помог нам в создании памятника!
Константин ХИСИН |
Михаил ХОХЛОВ |
Ольга СИТНИКОВА |
Андрей СЫСОЕВ |
Елена ЛАБУТИНА |
Кира ЧЕН |
Максим МИХАЙЛОВ |
Владимир ТРОПП |
Татьяна ТУРЧИНСКАЯ |
Валентина БОРИСОВА |
Надежда СЕЛЕЗНЕВА |
Ольга ГЛАЗКОВА |
Елена и Тибериус БРАУН |
Наталия ГИНЗБУРГ |
Анна ГРИГОРЬЕВА |
Анна ТОНХА |
Елена ДЕМИДЕНКО |
Инна ЩЕЛКУНОВА |
Ольга БУЛАНОВА |
Елена ПЛЯШКЕВИЧ |
Александр БЕЛЬСКИЙ |
Наталия РУБИНШТЕЙН |
Лина РАДУШНОВА |
Ольга КОНДРАТЮК |
Андрей КОСТИН |
Екатерина ДЕМИДЕНКО |
Андрей КРЮЧКОВ |
Юлия ЗИЛЬБЕРКВИТ |
Евгения КОСТИНА |
Регина ЗОЗУЛЯ |
Татьяна МАРТЫНОВА |
Александр ТУМАНОВ |
Катерина ГАНДЛЕВСКАЯ |
Ирина АНАНОВА |
Юлия ДЕМИДЕНКО |
Иван ИРХИН |
Надежда ЗЕНКИНА |
Елена КАРЦЕВА |
Сергей ГОЛОЩАПОВ |
Мильда АГАЗАРЯН |
Анна ЗАЙЦЕВА |
Галина ПАХОЛКОВА |
Нана ДУРГАРЯН |
Елена ИВАНОВА |
Маргарита ДРОЗДОВА |
Галина ОРЛОВА |
|
|
Специальная благодарность меценатам: семье ВИЦИНСКИХ,
выпускникам: Ольге ФЕОКТИСТОВОЙ, Людмиле ХАЗАН, Эдуарду КУНЦУ