Дорогие друзья! Предлагаем вам ознакомиться с интервью режиссёра Юрия Грымова для журнала Истра.РФ
Ниже представлен фрагмент разговора, в котором идёт речь о новом направлении обучения в МССМШ имени Гнесиных — «Кино- и телепроизводство». Набор на отделение продолжается! Узнать подробности можно по ссылке.
Полную версию интервью можно посмотреть здесь
Вскоре Вы возглавите направление «Кино- и телепроизводство» в Школе имени Гнесиных. И своей сверхзадачей Вы поставили возродить образование, похожее на Эпоху Возрождения. Посильная ли задача?
Образование Эпохи Возрождения подразумевает человека разностороннего. Кино и театр тоже предполагают широкий спектр знаний и интересов. Я работал с великими операторами: Георгий Рерберг, Юра Клименко, Леша Родионов. Большие профессионалы и рисуют, и фотографируют, и снимают, и пишут стихи. То есть, усиливают свои творческие стороны, расширяют свой кругозор. Это важно. Только такое образование формирует полноценного, всесторонне развитого человека. Только такие люди способны создавать, творить, только они способны двигать общество вперед. Я всегда и при любых обстоятельствах следую одному правилу: я откликаюсь не на идею, не на «проект», а на людей. Для меня важно, кто стоит за проектом или идеей. На меня произвели глубочайшее впечатление те люди, которые стоят за этой прекрасной идеей. Михаил Сергеевич Хохлов, директор Школы имени Гнесиных, предложил мне возглавить направление «Кино» в рамках учебной программы школы. Конечно, я согласился. Меня поразило само здание, интерьеры, то, насколько там всё с любовью и вкусом обустроено. В здании девяносто шесть роялей Steinway. Девяносто шесть! Это школа — не музей. Дети в стенах школы чувствуют себя абсолютно естественно, нет никакой чопорности, я почувствовал очень правильных дух — дух творчества и свободы. И атмосфера высокой музыкальной культуры, которая царит в стенах школы, — это прекрасный фундамент для подобного образования. Ребята, погружённые в эту атмосферу, растут прежде всего, как творческие личности, — что может быть важнее? Имея такой фантастический фундамент, они смогут многое привнести в профессию. Сегодня в российском кинопроизводстве некому снимать хорошее кино. И речь тут не только о режиссёрах или актёрах. Не хватает специалистов «среднего звена», тех, на ком вся индустрия держится, как на каркасе, — помощников режиссёров, ассистентов звукооператоров. Именно они становятся людьми №1 на съёмочной площадке. Любой поступок который совершается публично — а кино это публичный поступок — это уже педагогика. Мы настроены на довольно серьезное образование, и ищем по-настоящему интересующихся кинематографом детей. Мы сформировали пул педагогов. Есть учебная программа. И мы в сентябре это запускаем.
Как попасть к Вам на курс?
На курс попасть непросто. Образование бесплатное, но я решил набрать всего 12 человек. Некоторые родители падали в обморок, услышав один из вопросов для собеседования, когда нужно выбрать из десяти имён великих кинорежиссёров двоих и рассказать, чем один отличается от другого. Для родителей это оказалось сложным вопросом. Что ж, для кого это невозможно, для того открыты другие пути и возможности. А мы будем ориентированы на тех, кому есть что сказать.
Какими Вы видите своих выпускников?
Как ни банально и горько прозвучат мои слова, но моя главная цель, чтобы мои выпускники принесли в российский кинематограф культуру. Ту самую культуру, которая так выгодно отличала старое советское кино и которую мы так пошло «разменяли по рублю», если цитировать Высоцкого. Какие это будут звукорежиссёры, подумайте только. Они смогут, наконец, научиться снимать музыкальные концерты, чего сегодня у нас не умеет никто! Такой специализации внутри цеха просто нет. Конечно, школой всё не должно заканчиваться. И тут я остаюсь верен себе и настроен оптимистично. Я уверен, наши выпускники выведут конкуренцию при поступлении в творческие вузы на совершенно новый уровень. Но даже после окончания нашей школы они смогут сразу идти в профессию, зарабатывать деньги и нарабатывать опыт. Какие цели я ставлю перед собой как руководитель этого направления? За первые год-два я хочу, чтобы наши ученики стали, прежде всего, квалифицированными зрителями, чтобы понимали, что такое Большое Кино. Параллельно на уроках профессионального мастерства они будут осваивать азы ремесла. Они поймут, как кино делается, что стоит за той или иной кинопрофессией. Они настроят свой внутренний фокус на настоящем кино, научатся оценивать качество фильмов — правильно с профессиональной точки зрения, а не с помощью формулы «прикольное кино». У тех, кто привык делить кино на «прикольное и не прикольное», никогда не получится создать что-то настоящее. Я пригласил в пул преподавателей уникальных мега-профессионалов из мира кинематографа. Это удивительные, штучные люди, которые внесли огромный вклад в создание феномена советского кино. Операторское мастерство, например, будет преподавать Мария Соловьева — мастер высочайшего уровня, обладатель огромного количества профессиональных наград. Ещё одно имя — Эдуард Гимпель, выдающийся советский и российский кинооператор, настоящая легенда «Мосфильма», гуру цветокоррекции, работавший, наверное, со всеми великими режиссёрами и приложивший руку к процентам семидесяти фильмов советского периода. Появится дисциплина «Работа актёра с режиссёром и режиссёра с актёром», вести будет артист Юрий Анпилогов. Ни в одном вузе это не преподают. Когда меня спрашивали, что нужно делать, чтобы реанимировать отечественное кино, я всегда говорю, что нужно начать заниматься детьми. Буквально со школьной скамьи. И как же я счастлив, что эти мечты становятся реальностью.