Справляться с оркестровыми трудностями, играть на барочных инструментах, совместно музицировать – всему этому учит Московская международная Летняя школа в Гнесинке. С ее учениками познакомилась Анастасия Павлова.
Три с половиной сотни музыкантов решились этим летом не только отдыхать, но и повышать свои профессиональные навыки. В международную Летнюю школу в Гнесинке приехали ребята из разных регионов России, а также из Белоруссии, Италии, Польши, Японии.
15-летняя Зейнеп Хафса Карагоз приехала из Турции. Это ее первая поездка за границу. Хафса мечтает стать известной флейтисткой и преподавать инструмент детям. О Летней школе узнала от своего педагога. "Я решила приехать в эту школу, чтобы играть на флейте лучше, узнать больше о владении инструментом. И здесь действительно очень хорошие мастер-классы, рада, что приехала", – рассказала студентка Московской международной Летней школы в Гнесинке Хафса Зейнеп Карагоз.
Мастер-классы для учеников нон-стоп проводят педагоги столичных вузов, а также солисты ведущих оркестров Москвы и Санкт-Петербурга. Во Флейтовую мастерскую в этом году самый большой набор за восьмилетнюю историю школы. Возможно, как раз из-за преподавателей. Один из них – солист оркестра Мариинского театра Денис Лупачёв. В его программе в том числе занятия по "оркестровым трудностям". "Каждый может выбрать для себя какую-то оркестровую трудность и получить консультацию, как это было создано, о чем эта музыка, если это опера; ну и, конечно, как лучше донести замысел", – пояснил флейтист, солист оркестра Мариинского театра Денис Лупачёв.
Рафаэль Паласиос – один из специальных гостей школы, доктор музыковедения Университета Сорбонна в Париже, профессор, многие годы сотрудничающий с Парижской Высшей национальной консерваторией. В Летней школе он читает лекции, а также дает уроки игры на барочном гобое. "Прошло 300 лет с тех пор, как люди играли на старинных инструментах, мы мыслим по-другому, у нас мышление человека XXI века. Изменить свой подход – вот что важно. В этом самая большая сложность: чтобы играть старинную музыку на старинном инструменте, нужно увидеть музыку глазами тех людей, которые жили в XVII-XVIII веках", – отметил доктор музыковедения, дирижер Рафаэль Паласиос.
Особое внимание – оркестровой практике. Студенты Летней школы играют в сводных оркестрах – симфоническом, духовом. "Если на одном пульте уже опытный музыкант, а рядом с ним сидит совсем молодой, то, конечно, он за несколько часов уже превращается в совсем другого музыканта", – говорит художественный руководитель Московской международной Летней школы в Гнесинке Михаил Хохлов.
Параллельно с учебой проходит фестиваль Gnessin Air. Ученики Летней школы, позанимавшись, могут остаться послушать музыку. Концерты фестиваля проходят три раза в день. Играют известные музыканты России и зарубежья. Вот так, к примеру, на открытом воздухе проходит ночной концерт. Сейчас его репетиция. За 11 дней в стенах музыкальной школы им. Гнесиных пройдет более 30 концертов. В программе – классика, джаз, современная и старинная музыка.