Выпуск №1 (декабрь 2016)
Музыкальные факты
.Сергей Иванович Танеев (1856 – 1915)
В русской музыке рубежа веков С.И. Танеев занимает особенное место. Будучи учеником Н.Г. Рубинштейна и П.И. Чайковского, учителем А. Скрябина, С. Рахманинова, Н. Метнера, Р. Глиэра; вместе с Чайковским он возглавлял московскую композиторскую школу. Его творческая деятельность удивительно многогранна: он был не только крупнейшим композитором рубежа XIX и XX столетий, но и пианистом, выдающимся педагогом, музыкально-общественным деятелем, учёным-музыковедом.
Однако его деятельность как композитора при жизни была признана далеко не всеми. Причиной этому являлось то, что Танеев не являлся радикальным новатором, опередившим своё время, в своём творчестве он скорее обращался к авторам прошлого; вместе с его приверженностью к полифонии, классическим формам это казалось несвоевременным.
По отношению к Танееву довольно часто употребляют понятие «интеллектуализм». Одно из первых подтверждений — интерес к таким стилям, как Ренессанс, позднее барокко и классицизм, а также к жанрам и формам, в которых наиболее ясно отразились общие законы мышления — прежде всего к сонатно-симфоническим.
Его репертуар как пианиста тоже мог казаться непривычным: полное отсутствие виртуозных пьес салонного типа (что встречалось редко), включение в программы редко звучавших или впервые им сыгранных сочинений, в частности, произведений Чайковского, Аренского, Баха, Бетховена.
Существенен вклад Танеева и в развитие русского профессионального образования. На протяжении более сорока лет его педагогическая деятельность была связана с Московской консерваторией. Будучи её главой во второй половине 80-х, а в последующие годы — активным деятелем музыкального образования, Танеев добивался соответствующего уровня музыкально-теоретической подготовки молодых исполнителей, демократизации жизни консерватории, также состоял в числе организаторов и активных участников многих просветительских кружков, научного общества «Музыкально-теоретическая библиотека».
Многообразная творческая деятельность С.И. Танеева имела огромное значение для русского искусства. По словам Б.В. Асафьева, «Танеев... был источником великой культурной революции в русской музыке, последнее слово которой еще далеко не сказано...»
Материал подготовила Анна Сапельникова
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЮМОР
Эта история уже успела превратиться в анекдот. В шестидесятых СССР посетил видный композитор из Индии, который писал музыку к кино. На встрече с Д.Д. Шостаковичем уважаемый гость поинтересовался, сколько композитор платит помощнику, который записывает музыку за ним. Шостакович удивленно ответил, что он все делает сам. Тогда индиец воскликнул: «А вы и ноты знаете?».
***
При подготовке премьеры балета «Ромео и Джульетта» музыка С. Прокофьева сначала показалась артистам непонятной. Премьеру даже постановили отменить, а местные театралы придумали каламбур: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете».
***
После премьеры оперы С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» композитор спросил у друга Михаила Ипполитова-Иванова, понравилась ли ему опера. Последний ушел от ответа, но на следующий день Прокофьев получил натюрморт, написанный художником Кончаловским, который назывался «Апельсины». К нему прилагалась записка: "Дорогой Сергей Сергеевич, посылаю тебе эту картину. Прости, но апельсины я люблю только в таком виде"...
БЛАГОДАРНОСТЬ
Редакция «Гнесинской паузы» благодарит всех участников, работавших рад выпуском газеты.
Большое спасибо Михаилу Сергеевичу Хохлову, Сергею Михайловичу Куркину и Людмиле Сергеевне Федотовой за поддержку идеи и помощь в организации выпуска.