1
Сюрреализм (от фр. surréalisme — сверхреализм) — направление в искусстве, которое появилось в 20-е годы ХХ века во Франции; моральная и эстетическая доктрина, ведущая свое происхождение от символизма, трансформированная психоанализом, а в политическом смысле — ссылками на марксизм, философию интуитивизма. Его основателем считается Андре Бретон, который в 1924 году провозглашает «Манифест сюрреализма».
Идеологи сюрреализма считали, что искусство должно было стать главным инструментом освобождения человеческого духа, способного отделить его от материального. Поэтому в качестве главных ценностей декларировались свобода и иррациональность. Они считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания и проявляет себя в грезах, сновидениях, галлюцинациях, внезапных озарениях.
Способы достижения сверхреальности в творчестве отрицали понятие творчества как такового. Они сводятся к различным формам спонтанности и «автоматизма» («...диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума» А. Бретон), чтобы затем закреплять на бумаге спонтанно возникшие образы. Задача художника состоит в том, чтобы с помощью линий, плоскостей, формы и цвета проникнуть по ту сторону человеческого, достичь бесконечного и вечного.
2
Наверное, найдется небольшое количество людей, которые не слышали бы имя Сальвадора Дали. Его творчество — это целая эпоха в истории искусства. Кто-то больше представляет его скандально эпатажным, кто-то сумасшедшим, а кто-то восхищается и ценит его невероятную живопись, полную мистики, загадок и абсурда.
(1904-1989) — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель, самый известный представитель сюрреализма.
Многоликий гений, с присущей ему чисто каталонской изменчивостью (как и Пикассо). В мае 1904, в городе Фигерас, в семье нотариуса родился будущий гений сюрреализма. Кроме отца и матери, у него была сестра и старший брат, который вскоре умер от болезни. Дали рос непоседливым и капризным ребенком, который привык добиваться своего и привлекать внимания окружающих. С учебой дело не пошло, но рисовать он начал с самых малых лет.
Большей трагедией для Дали была смерть его 47-летней матери от рака. В этом же году, 1921, он поступает в академию Сан-Фернандо, находящаяся в столице Испании. Во время учебы в академии он экспериментирует и усовершенствует свое мастерство, пытаясь найти свой собственный стиль. Учителя и наставники признавали его высокий уровень. Он испытывал искушение писать в духе академизма, голландского и испанского реализма, футуризма, кубизма. Также в это время он изображает морские пейзажи, которые навсегда войдут в его память. («Женщина перед скалами», 1926), став навязчивой идеей, не покидавшей художника. К нему приходит долгожданная и заслуженная популярность.
В 1927 он переезжает в Париж и знакомится с Пикассо и Бретоном. Дали с готовностью присоединяется к сюрреалистам, чьи идеи были близки его собственным поискам. Тогда же он знакомится со своей будущей женой и вдохновительницей Галой Элюар (Еленой Ивановной Дьяконовой), известной как Гала Дали.
Дали создал сюрреализму ошеломляющую и блестящую рекламу, иллюстрирующую его теорию «критической паранойи», изложенную в книге «Видимая женщина». Затем под влиянием методов М. Эрнста он увлекся изображением образов, вызванных свободными ассоциациями по поводу случайно избранных форм. Оптические иллюзии, пластическое преображение предметов (мягкие часы), разложение и растворение, иррациональные ассоциации — узнаваемые приемы его живописи. Несмотря на разрыв с Бретоном из-за собственного вызывающего поведения, он остается близок сюрреалистической эстетике, выражая близкие ему мотивы: чувство потерянности человека в огромном мире. Чувство юмора и полной свободы изображения. Отличительной особенностью Дали было то, что, как бы причудливы ни были его образы, они всегда были написаны в безупречной «академической» манере, с той фотографической точностью, которую большинство художников авангарда считало старомодной.
Начавшаяся гражданская война помешала возвращению Дали в Испанию в 1936 году. Страх Дали за судьбу своей страны и ее народа отразился в его картинах, написанных во время войны. Среди них — трагическая и ужасающая «Предчувствие гражданской войны» в 1936 году. Дали любил подчеркнуть, что эта картина была проверкой гениальности его интуиции, поскольку была закончена за 6 месяцев до начала гражданской войны в Испании в июле 1936 года.
В 1940 году он уезжает в США и живет там до 1948 года. Во время своего пребывания Дали работает как ювелир, дизайнер, фоторепортер, иллюстратор, портретист, декоратор, оформитель витрин, делает декорации к фильму А. Хичкока «Дом доктора Эдвардса», распространяет газету «Дали Ньюс». В то же время он пишет роман «Скрытые лица», поражая своей работоспособностью. Все его работы отличают ирония и парадоксальность, сплавленные в единое целое той же своеобразной манерой, которая свойственна его живописи.
Возвратившись в Испанию художник живет в Порт-Льигат в Каталонии. В это время он обращается к самым разным источникам — нидерландскому реализму, итальянскому барокко, абстракционизму, поп —арту.
Время с 1963 по 1983 год искусствоведы называют периодом «последней роли». В более спокойных работах этих лет наблюдаются четкая геометрия, очень уверенная графика. Среди них можно выделить знаменитого «Воина», написанного в 1982 году.
Мысли о смерти стали преследовать Дали с 1970 года, но более всего его волновала сохранность работ и Дали направил на это всю свою энергию. В 1974 году в Фигерасе был открыт Театр-музей Сальвадора Дали, над проектом которого он работал более чем 10 лет. В 1982 умирает его муза Гала. После её смерти его здоровье начало резко ухудшаться. Дали почти прекратил появляться в обществе. Он ушел с головой в работу. Последние годы своей жизни художник провел в полном одиночестве в замке Галы в Пуболе. Художник пережил её лишь на семь лет и умер 23 января 1989 год от остановки сердца.
Сальвадор Дали, со свойственной ему при жизни странностью, лежит непохороненный, как он и завещал, в склепе в своем Театре-музее Дали в Фигерасе. Он оставил свое состояние и свои работы Испании.
Дали был очень изобретателен, а также наслаждался необычным и грандиозным своим поведением. Его эксцентричная манера и захватывающие публичные действия иногда привлекали больше внимания, чем его художественные работы, к ужасу тех, кто высоко оценил свою работу, и к раздражению его критиков. Жизнь и творчество Дали причудливо сплелись в единое мистическое целое, как еще одно произведение художника, заслуживающее если не одобрения, то, по крайней мере, менее скептического отношения.
«Сюрреализм — это Я» (Сальвадор Дали).
Интересные факты из жизни Сальвадора Дали
3
Сальвадор Дали.
Аптекарь Лифтинг, с предельной осторожностью поднимающий кутикулу рояля. 1936.
Чикагский институт искусств
В 30-х гг. в творчестве Сальвадора Дали часто встречается изображение рояля. Семья Пичот, близкие друзья семьи Дали, очень рано открыла талант мальчика и нацелила его на художественное образование. Сальвадор проводил довольно много времени в их имении и предавался мечтам. Это семейство славилось своей любовью к искусству, они часто давали концерты под открытым небом и, порой, с участием рояля. Именно этими своими воспоминаниями художник объяснял сюрреалистические явления этого музыкального инструмента на своих полотнах.
Данная картина не слишком известна широкой публике, но, как и все работы Дали, имеет особую притягательность. Ее изысканное название «Фармацевт, с чрезвычайной осторожностью приподнимающий кутикулу рояля» (Farmacéutico levantando con suma precaución la cutícula de un piano de cola) (еще есть варианты перевода названия, где героя называют аптекарь Лифтинг) уже задает нам не разгадываемую загадку художественного воображения Дали.
Герой на заднем плане вяло заглядывает под рояльную кутикулу. А на переднем плане очевидно же — Вагнер! И на ком же он восседает?... Образ композитора более не встречается в творчестве Дали. Хотя известно, что художник был большим поклонником музыки Р. Вагнера, особенно его оперы «Тристан и Изольда». В 1940-х он даже сотрудничал с хореографом Л. Мясиным в постановке балета «Безумный Тристан» (на основе музыки Вагнера), для которого создал декорации, костюмы и удивительной красоты занавес.
Мальчик на полотне очень похож на повторяющийся образ самого Дали в детстве. Да и Фармацевт-Аптекарь также появлялся на других картинах, таких, как «Предчувствие гражданской войны», «Аптекарь, очень осторожно снимающий кожу с хвостатого фортепиано».
«Аптекарь из Ампурдана, который не ищет абсолютно ничего.» 1936.
Пейзажный фон — Ампурданская равнина, появляющаяся во многих картинах художника, с ее длинными пустынными перспективами или окружающими холмами.
Дерево, ничем не занятый аптекарь — явно реальное лицо, внешность которого точно передана Дали. Здесь он более похож на статую, одну из тех, которые появлялись в полотнах Поля Дельво и Джордже Де Кирико — современников, несомненно повлиявших на Дали.
Как часто случается в его работах, название призвано обессмыслить содержание изображенной сцены, сделать ее иррациональной. Дали преследовал ту же цель, когда настаивал на помещении своих картин, обычно очень небольших, в пышные, тяжелые, старомодные рамы, которые должны были обмануть зрителя, ожидающего, что и изображение будет выдержано в том же традиционном стиле.
Попробуйте и вы попытаться разгадать изобретательные загадки одного из самых ярких и талантливых представителей сюрреалистического направления в живописи.