Главную идею организаторы фестиваля видят в «направлении молодых музыкантов через призму камерной музыки к безграничным возможностям музыкальной интерпретации». Для достижения этой цели на фестивале работают известные опытные музыканты, которые проводят для участников интенсивные серии мастер-классов.
В этом году конкурсный заочный видеоотбор прошли Анастасия Аксючиц (фортепиано, II курс), Тимофей Иванов (фортепиано, II курс), Ксения Мельник (кларнет, II курс), Евфросиния Цуварева (скрипка, II курс) и Мария Цуварева (скрипка, выпускница МССМШ им. Гнесиных, в данный момент – студентка МГК им. Чайковского). Несколько ребят рассказали нам о своих впечатлениях.
Ксения: Musica Mundi – это двухнедельный фестиваль, который проводится в Бельгии, в городе Ватерлоо – там проходила знаменитая историческая битва. Мы жили в бывшем монастыре; с этого года это место переделано под музыкальную школу. Каждое лето в Бельгии проводятся двухнедельные мастер-классы, куда съезжаются выдающиеся педагоги, а также ребята по специальностям: струнные инструменты, кларнет, фортепиано и арфа.
Тимофей: В этом году приехало около 70 участников из 30 стран.
Ксения: За две недели мы переиграли много замечательной музыки в разных ансамблях. Был довольно жесткий график: мы репетировали по 7-8 часов в день – для меня как кларнетиста это очень много.
Евфросиния: Помню, один раз подсчитала – получилось 11 или 12 часов…
Тимофей: Со всех концертов мы возвращались очень поздно: в час или два ночи, а в семь утра уже нужно было идти на репетицию, но мы как-то всё успевали.
Евфросиния: Система была следующая: есть несколько ансамблей, которые мы должны выучить за четыре дня с педагогами. Далее идет отбор на два концерта: один проходит в стенах школы, другой – выездной, для спонсоров. Таким образом, каждую неделю у нас было по два концерта.
Ксения: Я, как кларнетист, играла не везде. На школу было всего четыре кларнета, и их разделили по разным оркестрам парного состава. Я, как и Фрося, получила большой опыт именно в ансамблевой игре. Мне довелось играть такие ансамбли, которые я бы не решилась играть в нашей школе. Нужно было освоить за крайне короткий срок очень сложную программу. Но я думаю, что мы справились с этой задачей.
Тимофей: Поскольку я, как пианист, чаще выступаю соло, для меня этот фестиваль был особенно полезен: опыт ансамблевой игры очень пригодится мне в будущем. За месяц до поездки мне прислали ноты произведений для разбора; правда, из-за большой экзаменационной нагрузки в школе на подготовку осталась всего одна неделя. В мой репертуар входил Квинтет Танеева op. 30 (финал) – насколько я знаю, это очень сложное произведение, и было непросто сыграться с ребятами, но всё-таки у нас всё получилось. Другие произведения – Квартет Брамса op. 26 A-dur (финал), а также «Форель» Шуберта в 8 рук – очень интересное переложение, ноты которого сейчас очень сложно достать. Мы играли это сочинение на концерте студентов. Это что-то вроде экзамена: там исполнялись все произведения, которые мы выучили за неделю. На следующий день был уже открытый концерт студентов (Student Concert) – там выступали только лучшие ансамблисты.
Ксения: Педагоги у нас были замечательные. Например, кларнетист Рональд Ван Спаендонк на одной репетиции вывел нас в поле Ватерлоо – и мы играли прямо посреди просторов, была потрясающая атмосфера. Под его руководством мы играли квартет Хиндемита. Другой педагог – виолончелист из Беларуси Владимир Перлин. Под его управлением мы выучили Трио Брамса для виолончели, кларнета и фортепиано. Дополнительно мы ходили к пианисту Итамару Голану, хотя в списке преподавателей он был не у всех. Он выжимает из тебя все, что только можно: после десяти минут занятий выходишь совершенно без сил. Еще запомнился виолончелист Жером Перно, под руководством которого мы играли Трио Бартока «Контрасты» для скрипки, кларнета и фортепиано – невероятное, очень эффектное произведение, в котором используются по два вида кларнета и скрипки: исполнитель меняет их прямо внутри выступления.
Евфросиния: Было очень много русскоговорящих педагогов. Леонид Кербель, организатор этого фестиваля, сам украинец. Его жена – Хагит – педагог и управляющая.
Ксения: В заключении фестиваля состоялся грандиозный Гала-концерт. Он протянулся на целых шесть часов и включал три больших отделения: в одном играли только педагоги, в другом – только ученики. В третьем отделении выступал большой сводный оркестр, где вся струнная группа (вместе с арфой) и кларнеты были непосредственными участниками фестиваля, а духовики приехали из Королевского колледжа (Лондон). В таком большом Гала-концерте участвовали не менее грандиозные ансамбли – например, 8 арф или 6 виолончелей.
Евфросиния: Что касается программы, то мы играли два номера из мюзикла «West-side story» Бернстайна – «Мамба» и «Увертюру». С Мишей Майским мы исполнили Арию Ленского Чайковского; с Максимом Венгеровым – «Цыганку» Равеля, «Perpetuum Mobile» Штрауса и Двойной концерт Мендельсона для скрипки, фортепиано и струнного оркестра.
Евфросиния: В фестивале мы участвовали не только как исполнители, но и как слушатели. Нам удалось посетить концерты Евгения Кисина, квартета Копельман, Максима Венгерова, Kings Singers (секстет певцов, которые поют a cappella), Quattro Cello (квартет виолончелей). Концерты проходили почти каждый день, мы постоянно куда-то выезжали.
Тимофей: Евгений Кисин, оказывается, не только замечательный пианист, но и прекрасный композитор: на одном из концертов я слышал его Сонату для виолончели и фортепиано. Запомнился ещё дуэт Максима Венгерова с одним скрипачом – они играли Шостаковича, Баха, Прокофьева. Секстет певцов меня тоже впечатлил: думаю, это довольно сложно – на протяжении двух часов держать строй. Зал, конечно, аплодировал стоя и кричал «браво», было много бисов. А на Гала-концерте, конечно, было сложно высидеть шесть часов.
Евфросиния: Кстати, в антрактах концертов, на которые мы выезжали, нередко ставили какие-либо номера из специально отобранного ансамбля учеников Musica mundi. Между отделениями играли дети.
Тимофей: В свободное от концертов и репетиций время нас возили на экскурсии по окрестностям на автобусе. В Брюссель мы выезжали большой компанией. Сначала много фотографировались на главной площади, а потом гуляли по небольшой улочке, посетили сувенирные магазины и ресторан, где продавали очень вкусные бельгийские вафли и трюфели. Мы жили в полях под Брюсселем, и поблизости не было никаких магазинов.
Евфросиния: Пожалуй, на фестиваль нужно приезжать уже отдохнувшим, потому что график очень жёсткий – каждый день репетиции оркестра. Но это стоит потраченных усилий, и я определенно поехала бы на фестиваль ещё раз. Это потрясающий опыт!
Ксения: И главное, атмосфера очень душевная, вокруг – творческие люди.
Тимофей: На фестивале у меня появилось много друзей, и в следующем году я бы обязательно съездил туда ещё раз.
Беседовала Наиля Насибулина
Новости по теме:
Летние впечатления: гнесинцы на фестивале "Musica Mundi" (2017)
Международные каникулы гнесинцев или как я провел лето (2016)
Музыкальные каникулы в Бельгии (2015)
Международный фестиваль камерной музыки Musica Mundi: мои впечатления о мастер-классах (2014)