Пособие «Слуховой анализ в курсе сольфеджио. Интервальные и аккордовые последовательности» состоит из двух частей: первая содержит интервальные последовательности, вторая — аккордовые. Порядок расположения материала прежде всего ориентирован на учебный курс сольфеджио в средних (5–9) классах МССМШ (колледжа) имени Гнесиных, который апробирован ведущими педагогами школы.
В каждом разделе последовательности располагаются по уровню возрастания сложности. Так, вначале пособия помещены последовательности, содержащие тритоны и характерные интервалы, затем добавляются альтерированные интервалы, наиболее простые для восприятия, — уменьшённая терция и увеличенная секста, далее — альтерированные тритоны и альтерированные характерные интервалы, дважды увеличенная прима и дважды уменьшённая октава, дважды уменьшённая квинта и дважды увеличенная кварта, а также более редкие – увеличенная терция и уменьшённая секста.
Практически сразу обнаруживается специфика преподавания курса сольфеджио в МССМШ (колледже) имени Гнесиных. Она состоит в том, что тема «Отклонения в родственные тональности» вводится не после освоения всех интервалов, а параллельно с ними. Последовательности с отклонениями предлагаются самым младшим учащимся средней школы уже на этапе освоения тритонов и характерных интервалов; далее этот вид работы постепенно обогащается новыми элементами. Подобный подход способствует раннему и естественному развитию тонально-гармонического слуха, приучает анализировать обороты не только в рамках исходной тональности, но и шире — в пределах целого комплекса возможных тонально-гармонических связей.
Аккордовые последовательности расположены в сборнике аналогично: от простых к более сложным. После освоения главных трезвучий и септаккордов следует знакомство с побочными, а далее — с аккордами двойной доминанты.
Как и в части, посвящённой интервалам, отклонения в аккордовых последовательностях вводятся почти сразу, при изучении основных септаккордов. Это позволяет учащимся осваивать новые аккордовые средства одновременно в двух ракурсах: и как средства диатоники, и как средства хроматики.
По типу изложения аккордовые последовательности разделены в сборнике на два раздела: первый — аккорды в простейшем изложении, второй — в гармоническом четырехголосии. Каждый из этих разделов построен по принципу усложнения изучаемых гармонических средств.
Еще одна специфическая черта методики преподавания сольфеджио в МССМШ (колледже) имени Гнесиных: переход к гармоническому четырёхголосному складу осуществляется ещё на ранних этапах обучения (в наиболее сильных группах — в младших классах средней школы), задолго до изучения курса гармонии. Акцентирование внимания, в первую очередь, на фонизме каждого аккорда и его функциональной принадлежности (а не просто «слушание звуками»), умение выделять линию баса — всё это позволяет плавно подготовить слух учащихся к этому переходу, сделать его практически незаметным и в итоге подвести к анализу развитых построений четырёхголосного склада, что станет предметом пристального изучения в курсах гармонии и сольфеджио в старших классах школы (в колледже).
В связи с тем, что сольфеджио в МССМШ (колледже) имени Гнесиных — это курс, опережающий гармонию, авторы считают возможным в последнем разделе поместить последовательности повышенной сложности, модулирующие в тональности диатонического родства.
Широкий спектр материалов, предложенных в данном сборнике, может быть полезен адресатам разного профиля и уровня подготовки. Прежде всего он рассчитан на учащихся специальных музыкальных школ и музыкальных училищ, предназначен для их самостоятельной домашней работы над развитием слуховых навыков. Cборник также может быть использован педагогами-сольфеджистами для занятий как с учащимися средних специальных учебных заведений, так и с учениками старших классов детских музыкальных школ и детских школ искусств.