19 января 2024 на сцене МССМШ имени Гнесиных состоялся вечер в честь выдающегося виолончелиста, народного артиста России Валентина Александровича Берлинского. Его имя в музыкальных кругах не забывают: ученики ежегодно играют концерты, состоящие из любимых программ своего учителя. Через класс В.А. Берлинского прошло невероятное количество студентов, ныне – опытных, известных музыкантов, каждый из которых вспоминает профессора с теплыми чувствами. Концерт снова привлек аншлаговое количество зрителей.
В этот вечер приношение мастеру состоялось от артистов оркестра «Виртуозы Москвы»: заслуженного артиста России Алексея Лундина (скрипка), Анастасии Мамяшевой (скрипка), заслуженного артиста России Антона Кулапова (альт) и Даниила Шавырина (виолончель).
Организатор концерта — заслуженный артист России, выпускник и преподаватель по классу скрипки, камерного ансамбля и квартета МССМШ имени Гнесиных, концертмейстер камерного оркестра «Виртуозы Москвы» — Алексей Лундин, поделился своими впечатлениями и рассказал о секрете выбора программы.
— Алексей Владимирович, расскажите пожалуйста о прошедшем концерте.
— Впечатления самые светлые. Действительно, так получилось, что был переполненный зал. Ощущалось, что все пришедшие зрители любят музыку так, как это понимал именно Валентин Александрович Берлинский. Слушали очень хорошо, совершенно живой зал, с мгновенным откликом у людей. Очень было радостно.
— Почему вами были выбраны произведения Моцарта, Бородина, Танеева и Шостаковича?
— В программе нам хотелось показать хотя бы несколько сторон Валентина Александровича. Конечно, визитная карточка — Ноктюрн Бородина, где звучит волшебный голос его виолончели. Моцарт — поскольку много лет он занимался с «Моцарт-квартетом», в котором я играл первую скрипку.
Шостакович — один из самых важных композиторов в жизни Валентина Александровича. Танеев появился потому, что Берлинский в своей деятельности считал важным просвещать аудиторию, исполнять не только то, что на слуху и популярно, но и делиться новым, неизвестным.
— Кто разделил с вами сцену в этот праздничный вечер?
— Мне повезло. Коллектив, в котором я работаю, был основан с помощью Квартета имени Бородина. Я надеюсь, что нам удаётся сохранить его принципы: штриха, звукоизвлечения, отношения к фразе. Благодаря этому мы практически сразу можем с любым моим коллегой из оркестра играть вместе, потому что в основе «школы» лежит совместное квартетное музицирование. Наш художественный руководитель, Владимир Теодорович Спиваков, около двух лет помогал Квартету им. Бородина в тот момент, когда тогдашняя первая скрипка Ростислав Дубинский покинул страну. Это тоже мы помним и знаем, и это очень важно.
О влиянии личности педагога на профессиональную музыкальную жизнь своего поколения и молодых исполнителей рассказал заслуженный артист России Антон Кулапов, коллега Алексея Лундина по сцене и обучению в классе Валентина Берлинского:“Валентин Александрович всегда был для меня эталоном преданного служения «Квартету». В наш непростой век, когда многие идеалы и кумиры теряют своё былое величие, фигура Берлинского остаётся своего рода «золотым стандартом» музыкантской честности в движении к горнему.
Очень радостно, что в зале были не только люди, безусловно, слышавшие Берлинского в квартете при его жизни, но и та молодежь, которая узнала о «Бородинцах» в составе с Валентином Александровичем после его ухода. Это только подтверждает величие таланта Берлинского и объясняет желание молодых музыкантов узнать больше об этом легендарном человеке от тех, кто имел счастье постигать тайны квартетного музицирования на его уроках и кто продолжает нести со сцены заповеди Валентина Александровича.
Программа концерта в Гнесинской школе родилась из сочинений, которые Берлинский помог нам осознать на ином уровне, сочинений, которые нравились Валентину Александровичу и тех шедевров, которые нравятся нам самим — и поэтому их не стыдно было бы показать Мэтру.
Все мы, профессиональные музыканты, в повседневной концертной практике сталкиваемся с камерным — и квартетным в частности — музицированием. И эта часть нашей профессии — есть лучшая доля, которую только можно себе представить. Отрадно, что весь тот большой объём знаний и умений, полученный в своё время на уроках Берлинского, сам по себе переходит к музыкантам, которые прикасаются с нами на сцене к лучшим образцам квартетной музыки!”