В этот вечер на сцену с мастером вышли молодые таланты Гнесинки, участники GNESIN PERCUSSION ENSEMBLE. Все были настолько вовлечены в музыку, что публике ничего не оставалось, как проникнуться этой живой творческой атмосферой. Произведения Живковича, из которых состояла программа концерта, захватывали внимание разнообразием ритмов, технической виртуозностью и ощущением того удовольствия и радости, которое, без исключения, испытывали все участники происходящего на сцене.
Каждое произведение автор предварял небольшим рассказом, благодаря которым публика могла лучше прочувствовать музыку и узнать поближе композитора, обладающего яркой харизмой.
Наверное, в Органном зале еще никогда не было столько ударных инструментов сразу – сцена было настолько плотно заставлена, что часть инструментов даже пришлось разместить в партере и исполнять музыку прямо там.
Сочинения Небойши Живковича не могут оставить равнодушным. В каждом из них встречаются необычные эксперименты: где-то, например, «аккомпанементом» к ударным звучит пожарная сирена, в другом произведении используются кастрюли, а сколько ритмических находок в этой музыке – могут сказать только профессионалы, но их здесь явно очень много. Перкуссионисты высокого класса во всем мире с большим энтузиазмом включают эти сложнейшие композиции в свой репертуар.
Нам удалось немного пообщаться с героем вечера – Небойша Живкович рассказал о том, как проводит дни в Москве, как сочиняет и что думает о юных перкуссионистах.
Небойша, во время Вашего визита в Москву Вы принимали непосредственное участие в телевизионном конкурсе «Щелкунчик» в качестве члена жюри. Какие у Вас впечатления от конкурса?
В номинации «Ударные инструменты» принимало участие только три музыканта. Конечно, у них очень хороший уровень, но должен отметить, что нельзя сравнивать уровень ударников-подростков и, например, скрипачей. В этом возрасте вторые обладают в любом случае более высоким уровнем владения инструментом. Пианисты в эти годы играют концерты Прокофьева, Рахманинова и другие невероятно трудные произведения, но в репертуаре ударников – более простая музыка в техническом плане, это нельзя сравнивать.
Я знаю, что в Москве Вы также дали мастер-классы и концерты.
Да, помимо концерта в Гнесинской школе, я исполнил 3 часть моего Второго концерта для маримбы в Московской филармонии. Для меня было ценным опытом выступить на этой сцене.
Сейчас Вы преподаете в Австрии и Сербии, а в Москве Вы поработали с молодым поколением российских ударников. Есть ли, на Ваш взгляд, какие-то особенности, связанные с преподаванием этой специальности в России и Западной Европе?
Я думаю, что в ударной исполнительской школе нет больших различий между Европой и Россией. Это достаточно новая школа по сравнению с тем объемом традиций, которые сложились, например, в скрипичной, виолончельной, вокальной школе. Когда мы слышим вокалиста, то можем определить, где он учился – в России или на Западе, а с ударниками такого нет. Российская ударная школа открыта к европейским методам и репертуару, хотя в России существует больший акцент на проработку различных технических упражнений – гамм, арпеджио и других.
Как Вы находите Гнесинскую школу?
Все выглядит просто невероятно! И все это – новое: лестницы, стены, инструменты, зал…потрясающе! Я очень надеюсь, что люди будут бережно к этому относиться и сохранят здание в таком прекрасном состоянии еще многие годы.
Поделитесь, пожалуйста, секретом: как у Вас происходит процесс сочинения музыки?
90 процентов своей музыки я сочинил ночью. Всегда основа сочинения – это какая-то история, но я хочу, чтобы музыка «работала» и без знания этой истории, ведь программа иногда мешает слушателю воспринимать саму музыку.
Концерт с участием Небойши Живковича в «ДОМе на Знаменке» стал возможным благодаря преподавателю МССМШ имени Гнесиных, заслуженному артист России, профессор РАМ им. Гнесиных Дмитрию Михайловичу Лукьянову:
С музыкой Небойши Живковича я познакомился давно. Тогда я приехал в Америку на гастроли и, уже не помню, в каком именно городе и репетиционном зале, но я услышал что-то совершенно необыкновенное. Необыкновенное было в метроритмике – я не могу понять, что же это такое. Это был «Варварский танец» Небойши. С этого момента я был покорен его музыкой, поселился в ней, сразу же купил ноты.
Все профессиональные перкуссионисты играют музыку Живковича, потому что для нас это просто восторг – он пишет с таким знанием ударного дела, пониманием ритма, энергетикой, что я другого подобного композитора не могу назвать.
Дмитрий Михайлович рассказал, как ему удалось организовать этот незабываемый концерт в Гнесинке:
Небойша – большой друг России. Когда мы познакомились, ему понравилось, как играют мои ученики. Он вышел со мной на связь, и с этого момента мы дружны. Ему захотелось провести эксперимент – сыграть вместе с моими студентами, но его жесткие условия были таковы: «Ты все сделай, я приеду, три-четыре – и мы играем на сцене». «Три-четыре» – это уже наша полюбившаяся шутка, потому что действительно времени на совместные репетиции не оставалось, к его приезду уже все были готовы. Приезжает мастер, а ребята уже знают, за чем нужно следить, что нужно делать, и они находятся в музыке.
Об этом обычно не говорят, но хочу сказать, что ребята играли в очень сложных условиях. Они не видят друг друга на сцене, потому стоят в разных ее концах, но слаженность достигается только одним ключевым фактором – серьезным отношением к делу. Во время репетиций мы специально так вставали спиной, так, чтобы почти не слышать друг друга, но они ощущали пульс. Когда Небойша показывает этот пульс на инструменте, это уже облегчает задачу, но все равно – это сложно. Я считаю, что ребята справились на 5 с плюсом – «три-четыре», и сыграли!