Совместный концерт педагогов, студентов и учащихся МССМШ им. Гнесиных, исполняющих современную музыку в стиле минимализм
В концерте принимают участие:
Флейты –
Зоя Вязовская, Зара Парванян, Анастасия Абрамова, Мария Корякина, Михаил Каплоухий, Ксения Капланская, Юлия Дрозд, Иван Лазебный, Елисавета Ленкина, Сергей Насонов, Маргарита Галкина.
Кларнеты –
Антон Прищепа, Александр Макарцев, Владимир Ершов, Николай Яушев, Андрей Макарцев, Карина Арутюнян, Иван Ключев, Любовь Ахметзянова, Ксения Мельник, Ника Круглова, Олеся Колотыгина.
Партия фортепиано - Стефанида Ермолаева
Вступительное слово – Павел Карманов
В программе:
С. Райх, П. Карманов, Т. Райли.
Название «Gnessin Counterpoint» («Гнесинский контрапункт») – это аллюзия на название сочинений Стива Райха, которые вошли в программу концерта: «Vermont Counterpoint» («Вермонтский контрапункт») и «New York Counterpoint» («Нью-Йоркский контрапункт»). Понятие «контрапункт», в классическом виде обозначающее сочетание нескольких самостоятельных мелодических линий, в концерте 27 декабря получит более широкий смысл – контрапункт как некий принцип организации реальности.
Gnessin Counterpoint – это коллегиальный проект, в котором педагоги, студенты и учащиеся МССМШ им. Гнесиных выступают как партнеры и готовят совместную программу. И в этом заложен очередной контрапункт – сочетание личностей с разными темпераментами, возрастами, знаниями и умениями, но объединенных общей идеей.
В программу концерта вошли произведения такого направления в музыке, как минимализм. Предельная экономия средств и медитативность в нем достигаются при помощи репетитивной техники – постоянного повторения коротких музыкальных фрагментов («паттернов»). В двух произведениях Стива Райха – «Vermont Counterpoint» (для 12 флейт) и «New York Counterpoint» (для 11 кларнетов) – этот принцип проявляется особым образом: во время исполнения один голос начинает постепенно отставать от другого, рождая бесконечный минималистический канон (контрапункт мелодии с собой же).
Композиция Павла Карманова «Past Perfect», ставшая в 2017 году саундтреком к кинофильму «Большой» В. Тодоровского, также исходит из репетитивной техники: музыка непрерывно обновляется и развивается, постепенно перерастая в нечто новое.
В сочинении Терри Райли «In C» композитором не регламентировано почти ничего – базовый набор элементов во всех из 53 паттернов каждый исполнитель интерпретирует по-своему. Такой широкий спектр возможностей рождает коллективную импровизацию медитативного характера. Организующий элементом выступает остинатно повторяющийся на протяжении всего произведения тон «до», с которым тем или иным образом сочетаются мотивы. Максимально разнообразный инструментальный состав (разные виды флейт и кларнетов, кельтская арфа, челеста и др.), который также остаётся на выбор музыкантам, дает интересный акустический эффект. Такое свободно построенное сочинение звучит по-разному на каждом концерте, в котором оно исполняется. Как оно прозвучит в этот раз – слушатели узнают вечером 27 декабря.
Наиля Насибулина