В МССМШ им. Гнесиных продолжается цикл фортепианных вечеров по итогам XVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского. Концерты неизменно собирают своих заинтересованных слушателей. Попробуем разобраться, что же так привлекает искушенную московскую публику?
Во-первых, дело в исполнителях, молодых артистах, участвовавших этим летом в одном из главных музыкальных соревнований – Международном конкурсе им. П.И. Чайковского. В 2019 году XVI конкурс стал центром притяжения сильнейших пианистов нового поколения, многие из которых были достойны оказаться в финале, но по причине жесточайшего отбора остались за чертой признания жюри. Между тем, выступления многих участников I – II туров, не допущенных до финала по самым разным причинам, надолго остались в памяти зрителей, которые с жаром обсуждали решения профессионального жюри.
В партнерстве с МССМШ им. Гнесиных портал ClassicalMusicNews.Ru провел опрос-голосование с целью узнать имена музыкантов, которых слушатели, не имея возможности послушать в финале, хотели бы встретить на сцене вновь. По результатам голосования определились имена четырех пианистов-фаворитов: Арсений Тарасевич-Николаев, Андрей Гугнин, Анна Генюшене и Филипп Копачевский. Так сложился цикл из 4-х сольных концертов под общим названием «Игра на выживание».
Второе – это нетрадиционный формат вечеров, аналогичный проходившему ранее циклу «Игра без правил», где сочетается сольное выступление и непринужденная беседа артиста с аудиторией, что дает публике редкий шанс не только соприкоснуться с творчеством исполнителя, но и просто поговорить с ним «по душам».
О том, как это, прийти в себя после сольного отделения и отвечать, порой, на каверзные вопросы рассказали герои двух первых вечеров – Андрей Гугнин и Анна Генюшене.
Андрей Гугнин:
«Когда я согласился на этот вечер, думал, что это просто концерт, видимо, сразу не очень вчитался в текст приглашения. Позже понял, что это часовой концерт плюс часовая беседа. Это меня немного удивило, но в хорошем смысле – замечательная идея. Действительно, иногда у слушателей может возникать потребность разговора с артистом, потому что существует некий барьер, отделяющий исполнителя от аудитории. Часто он непреодолим. Здесь же эта граница смывается и все могут друг с другом пообщаться в дружелюбной и расслабленной атмосфере.Зрители задавали интересные вопросы, было очень приятно рассказать о моих педагогах и каких-то впечатлениях».
Анна Генюшене:
«Как слушатель я уже была здесь в гостях на концерте Эдуарда Кунца (в цикле концертов «Игра без правил») и осталась под большим впечатлением. Мне кажется, что это интересный проект, безусловно, отличающийся от остальных. Для меня, конечно, большая радость и честь быть выбранной из огромного количества участников конкурса. Необычный формат, который дает возможность публике не только услышать любимого действующего героя, а еще и увидеть его в каком-то неформальном режиме, спросить совета или просто пообщаться. Немного трудно было отвечать на вопросы сразу после выступления, как правило мы находимся еще где-то там и нам нужно какое-то время, чтобы опять вернуться на эту землю (смеется). Поэтому не могу сказать, что чувствовала себя очень комфортно первые пять-десять минут. Конечно, когда встреча только начинается, многие люди чувствуют неловкость, думают, а можно ли задать тот или иной вопрос. Но в процессе общения они постепенно раскрепощаются. Я рада, что у нас получилась очень милая и душевная беседа».
Ну а что же броское название? Игру слов объяснил автор идеи и ведущий цикла – заслуженный деятель искусств России Михаил Хохлов:
«Проект «Игра на выживание» – продолжение нашего проекта «Игра без правил» с участием артистов, отличающихся яркой индивидуальностью и глубоким проникновением в композиторский замысел. Их игра, несмотря на точное следование «букве», непредсказуема. Порой кажется, что она перечеркивает общепринятое знание о том «как надо», и что в ней нет правил. В этом сезоне у нас тоже четыре концерта. Действующие лица – пианисты, отчего-то не прошедшие в финал конкурса Чайковского.
Почему «на выживание»? В этом названии двойной смысл. С одной стороны, нужно «выжить» среди огромного количества пианистов, которые сегодня рвутся к эстраде. С другой стороны,это слово можно истолковать как желание «подвинуть» конкурента с большой сцены. Этот двойной смысл скорее провокационный, нежели отражает реальные намерения молодых музыкантов».
Еще одним мотивом, повышающим воодушевление публики, вероятно, служат уникальные программы концертов, многие произведения из которых нечасто можноуслышать на «больших» московских сценах. Интересно, а как исполнители подходили к выбору программ?
Андрей Гугнин:
«Если у вечера такой необычный формат, то и программа должна быть менее традиционной. Кроме того, в сезоне у меня несколько сольных концертов в Москве, и я подумал, что играть одно и тоже было бы не очень хорошо (смеется). Поэтому возникла задача создать какую-то новую программу и получился некий микс из произведений, которые я исполнял в предыдущих сезонах. В частности, произведения, посвященные Годовскому, которые я недавно записывал в Лондоне, а также опус хорватского композитора Бориса Попандопуло, которого в России практически не знают (а мне кажется, что это совершенно замечательная музыка, которую нужно исполнять!). Чтобы поставить окончательную точку, я решил добавить «Исламей» Балакирева – очень известное виртуозное произведение, которым всегда хорошо завершать программу».
Анна Генюшене:
«Программа, которую я исполняла, значится на конкурсе имени Лонг и Тибо в Париже. Я выбрала наименее заигранные пьесы, в общем-то, делаю это каждый раз, когда участвую в конкурсах. Мне кажется, что такая площадка, как международный фестиваль или конкурс, как раз призывает к тому, чтобы не просто играть очередные Аппассионаты или Хаммерклавиры, а вынести на большую сцену что-то уникальное, новое и неизведанное».
Материал о третьем вечере цикла с участием лауреата международных конкурсов Арсения Тарасевича-Николаева будет опубликован на сайте в скором времени.
Заключительный концерт цикла – с участием солиста Московской филармонии и обладателем специального приза XVI Международного конкурса П.И. Чайковского Филиппа Копачевского – состоится 21 декабря. В этот вечер ведущим выступит издатель ClassicaMusicNews.Ru Борис Лифановский.
Екатерина Ключникова