25 февраля состоялся второй концерт цикла «Голос человеческий». Вокальный цикл Оливье Мессиана «Ярави: Песнь любви и смерти» исполнили Мария Остроухова (меццо-сопрано) и Александр Шайкин (фортепиано).
Признанный классик ХХ века, французский композитор Оливье Мессиан создал вокальный цикл «Ярави» в 1945 году. По его замыслу, «Ярави» стал частью «Тристан-Трилогии», объединяет которую идея всевластной, всепоглощающей любви. За любовью, как тень следует смерть.
«Это произведение на стихи самого Оливье Мессиана. Очень интересная сюрреалистическая поэзия, где синтезируются собственная цветовая символика автора, его страстная любовь к птицам и перуанская мифология, вперемешку с астрономическими и физическими терминами. Мы очень долго думали, как это действо назвать: если подходить к этому вопросу технически, то – перформанс, но если поэтически, то – театрализованная феерия», – рассказывает автор идеи театрализованной постановки «Ярави», автор либретто и перевода текста с французского языка Мария Остроухова.
Сюжет схож с «Ромео и Джульеттой» Шекспира. Главный герой, Юноша, влюблён в девушку Пиручу. Его чувство взаимно, и первая часть цикла посвящена их сокрушительной страсти. Постепенно Юноша сходит с ума. Трагедия разворачивается с девятой по двенадцатую часть цикла. Юноша убивает Пиручу.
«Либретто как такового не существует. Есть стихи, и из них я вытащила сюжет, – говорит Мария Остроухова. – Изучала световую символику, что она значит. Таким образом составилось либретто. Оно есть в самом тексте; можно сказать, что я его просто откопала, как археолог. “Ярави” – слово из языка древних инков-кечуа, это жанр баллады, где существуют влюбленные, которые обязательно умирают. Такой высокогорный перуанский вариант Ромео и Джульетты».
Вторым главным героем стал рояль, точнее, пианист Александр Шайкин. Дуэт Марии Остроуховой и Александра Шайкина – слаженный, гармоничный ансамбль, в котором чувствуется тонкое взаимодействие между партиями солиста и фортепиано.
Помимо двух музыкантов третьим главным героем, неотъемлемой частью перформанса, разворачивавшегося на сцене, был свет.
«Убеждена, – говорит Мария, – что Мессианом "найдены" три цвета Любви – зелёный, голубой и золотой, и три цвета Смерти – красный, чёрный и лиловый, переплетающиеся друг с другом, совпадая с развитием сюжета».
Исполнение в «ДОМе на Знаменке» стало четвертым в Москве. Первое состоялось три года назад, в кафе «Март», в рамках благотворительного вечера в поддержку заключенных. Постановка имела успех, и музыканты почти сразу повторили ее в большом зале Дома-музея А.Н. Скрябина, а в прошлом году исполнили в Рахманиновском зале Московской консерватории на французском фестивале. В декабре 2019 года, музыканты исполнят это произведение в Свердловской филармонии на фестивале «Евразия».
Следующий концерт цикла «Голос человеческий» с программой «Вокальные циклы Дмитрия Шостаковича» состоится 19 марта.