9 марта в «ДОМе на Знаменке» завершились концерты цикла «Орган без границ» сезона 2018/2019. С программой «Весенний букет» выступили Анна Кучина (клавесин) и Хироко Иноуэ (орган).
Участницы ансамбля хорошо известны ценителям органной и клавесинной музыки. Хироко Иноуэ – органистка из Японии, лауреат международных конкурсов. Анна Кучина – российская клавесинистка и органистка, лауреат международных конкурсов, солистка ансамбля «La Villa Barocca». Обе исполнительницы преподают в МССМШ им. Гнесиных.
Героями вечера стали клавесин и орган. Такое эксклюзивное сочетание двух старинных клавишных инструментов в наше время встречается крайне редко.
«Каждый из этих инструментов имеет долгую историю, оба они старше еще одного клавишного – фортепиано», – рассказала перед концертом одна из участниц ансамбля, клавесинистка Анна Кучина, – «В прекрасную эпоху Барокко орган и клавесин были основными клавишными инструментами. Они не сильно пересекались, потому что у них были разные функции. Орган находился в церкви и, в основном, использовался во время службы, а клавесин находился в салонах, королевских дворцах, аристократических залах».
Название дуэта «Forza & Eleganzа» переводится как «сила и изящество» и, по мнению исполнительниц, хорошо характеризует их инструменты. Мало какой из инструментов может по силе и мощи сравниться с королем инструментов – органом, а по изяществу и элегантности – с клавесином.
В эксклюзивной программе «Весенний букет» российско-японский дуэт представил публике оригинальные сочинения и транскрипции «хитов» мировой классики для органа и клавесина. Прозвучали сочинения композиторов от эпохи барокко до ХХ века. Только некоторые из них были написаны для такого состава. Остальные были аранжированы самими исполнительницами.
Идея объединить эти два не похожих друг на друга клавишных инструмента в одной программе зрела у музыкантов давно. На это повлияли многие факторы. Жизнь не стоит на месте, и музыка, конечно, тоже. Постоянно происходят поиски новых способов звукоизвлечения, изобретаются новые техники игры на существующих музыкальных инструментах, рождаются новые инструменты, возобновляется практика игры на старинных инструментах.
«Помимо всего, нас с Хироко связывают долгие годы дружбы, начиная со времен обучения в Московской консерватории. Мы очень долго придумывали план совместного проекта», – говорит Анна Кучина, – «но воплотить нашу идею в жизнь было трудно, потому что найти зал, полностью отвечающий нашим запросам и в котором бы находились оба старинных инструмента, не так просто. И, наконец, когда мы стали работать в Школе им. Гнесиных, и появился этот замечательный зал, мы поняли, что наш проект может осуществиться здесь».
Екатерина Ключникова