В 2023 году в МССМШ им. Гнесиных прошли первые подготовительные курсы отделения "Музыкальное звукооператорское мастерство". О том, как проходили занятия, рассказал заведующий отделением, преподаватель компьютерной аранжировки, оркестровки и музыкальной информатики Андрей Ильич Зубец.
– Сколько слушателей курсов планируют поступать в МССМШ им. Гнесиных на 2023-2024 учебный год?
– Думаю, примерно половина. Есть те, кто еще учится в 8 классе и хотят поступать через год. А есть те, кто учится сейчас в девятом и планируют поступать в этом году. Но практически все, кто приходят на подготовительные курсы – это те, кто нацелены на поступление.
– Какие ожидания от курсов были у участников?
– Я спрашивал ребят, что им наиболее интересно. Понятно, что есть ребята, которые могут приходить, в первую очередь, на звукорежиссуру, а есть те, кому интереснее композиция или аранжировка. Как выяснилось, практически всем интересны все три направления нашего отделения. Думаю, это естественно. Редко бывает, что в 15-16 лет человек четко понимает, что он будет звукорежиссером. Много тех, кто пробует сочинять музыку и им это интересно делать с помощью новых технологий. Ребята, которые планируют к нам поступать, хотят пользоваться нашим главным преимуществом – в МССМШ им. Гнесиных есть одновременно несколько направлений обучения – композиция, аранжировка и звукорежиссура. И широкие технические возможности: две студии звукозаписи, тон-залы, акустические залы.
– Из чего состояла программа обучения? Чему ребята научились за два месяца занятий, какие виды работ выполняли?
– Мы постарались за 8 занятий охватить очень большое количество тем. От музыки, композиции и аранжировки до звукорежиссуры и физики звука. Технические вещи, связанные с записью музыки.
В студии записывали живые инструменты, голоса. Учились монтировать, обрабатывать, превращать записанное в готовую фонограмму. Работали с аранжировкой, изучали виртуальные инструменты, синтезаторы. Учились с их помощью создавать новую музыку. Еще мы изучали гармонию – как она может помочь рассказать какую-то историю в музыке. Дополнительно изучали небольшие элементы теории, связанные понятием «звук»: как он устроен, как записывается, что с ним происходит, когда он попадает в микрофон.
– Можно ли послушать готовые работы?
– Мы сделали несколько работ на занятиях. Плюс ребята приносили то, что самостоятельно сделали дома. Не у всех пока есть такая возможность, потому что нужны компьютеры с необходимыми программами. Но многие уже начали что-то делать.
Были довольно интересные вещи, могу сказать, что в этих работах есть какое-то понимание. И подход серьезный, и творческие способности. Некоторые ребята удивили меня высоким качеством своих работ. Например, вот эту работу мы сделали за один час на занятии в студии – слушать трек.
– Какие советы вы можете дать тем, кто придет на следующие потоки подготовительных курсов Гнесинки? На что обратить внимание при подготовке?
– Если говорить о ребятах, которые не просто приходят ознакомиться с программой обучения, а уже решили связать с этим свою жизнь, то лучше приходить на курс, имея дома компьютер, подготовленный для работы со звуком. Чтобы они могли сами что-то делать дома. На сегодняшний день главная проблема в том, что то, что мы делаем в классе, они не могут повторить дома, без соответствующего оборудования. Поэтому лучше, если оборудование будет. Компьютер, миди клавиатура, наушники – это минимальный набор для работы со звуком.
Если же говорить про музыкальную составляющую, то важнее всего изучать музыкальную теорию: сольфеджио, гармонию, инструменты. Это не является чем-то обязательным для того, чтобы участвовать в подготовительных курсах, но это то, что важно для работы со звуком или созданием музыки. Уже в 14-15 лет можно больше внимания уделять сольфеджио и тем предметам, которые обычно опускают, когда учатся по исполнительской специальности и основное время занимает игра на инструменте. Но если человек решил, что ему интереснее создавать музыку, а не исполнять ее, то сольфеджио приобретает гораздо большую роль.