— Какие произведения вы с педагогом выбирали для прослушивания?
— Специально программу не подбирали. Мы с Мильдой Михайловной (Агазарян - прим.ред) старались выбрать такие произведения, которые наиболее ярко показали бы красоту моего инструмента и которые подходили по времени, так как на прослушиваниях были ограничения.
— Что больше всего тебе запомнилось в выступлении?
— Мне очень понравилось играть в Бетховенском зале Большого театра.
Давид Ружавинский (контрабас, III премия )
Важность этого мероприятия не только в мотивации для его возможных и состоявшихся участников, но и в социальном общении, знакомстве, а в перспективе – сотрудничестве. Будущее культуры Москвы, России, да и культуры в мире постепенно будет переходить именно к этим людям. Многие из них пока ещё ростки, которые при необходимом внимании вырастут и раскроются как прекрасные, неповторимой красоты, цветы, полные жизни и смысла.
Елизавета Сеселкина (скрипка, II премия)
Когда у меня появилась возможность участвовать в этом конкурсе, я была очень воодушевлена тем, что смогу представлять свою школу, педагога и свои способности – для меня было важно сделать это как можно более достойно, и я счастлива, что мне это удалось. По прошествии трех туров конкурса и после получения гранта я, конечно, чувствовала радость, гордость за свою школу, за то, что после серьезного отбора мне удалось стать финалистом этого конкурса. Я очень рада за то, что среди лауреатов оказалось много учеников и студентов нашей школы, а также наш замечательный оркестр «Гнесинские виртуозы».
Влад Лукьянов (ударные инструменты, I премия)
— Какое впечатление от своей игры было у тебя после прослушивания?
— После прослушивания на втором туре чувствовал, что сыграл не очень хорошо: слишком много неточности, неясности было в моём исполнении. На третьем туре, наоборот, чувствовал удовлетворение от своей интерпретации.
— А где проходили прослушивания?
В Башмет-центре
— На чем ты играл?
Второй тур на перкуссии и маримбе. Третий тур на маримбе.
Антон Кобозев (ударные инструменты, Iпремия)
— Где проходили выступления?
В музыкальной школе в городе.
— На чем ты играл?
На втором туре я играл "Русский танец" на ксилофоне и пьесу Клода Дебюсси на вибрафоне. На третьем туре я играл "Цыганские напевы" П. Сарасате на ксилофоне.
— Какое впечатление от своей игры было у тебя после прослушивания?
Я был счастлив, что «отстрелялся» (смеется). Мне показалось, что я сыграл успешно.
— Что больше всего тебе запомнилось в выступлении?
На третьем туре я выступал в музее. Там было очень красиво.
— Ты думал, какое место займёшь?
Я не думал, что займу первое место. Думал, что буду вторым или третьим, потому что вместе со мной в конкурсе участвовали сильные ребята.
—Какие ощущения у тебя были в зале Дома музыки на церемонии награждения?
Мне очень понравилась церемония награждения. Было очень красиво. Мы сидели втроём с одноклассниками и нам было очень весело.
Под влиянием марксистско-ленинской эстетики перестраивалась наука о музыке. Были написаны замечательные труды композитора и ученого Б. Асафьева, по-новому освещавшие наследие русских и зарубежных композиторов-классиков. Вместо разрозненных творческих групп был создан Союз советских композиторов.
Д. Шостакович отразил свои мечты и переживания в 5 симфонии, В. Шебалин написал «Драматическую симфонию» по поэме В. Маяковского. Симфонии Д. Кабалевского, А. Хачатуряна тоже были очень яркими и отражали всю суть того времени.
По всему миру звучали творения С. Прокофьева. Его балет «Ромео и Джульетта» стал гордостью СССР. Слушатели с интересом встретили оперы «Тихий Дон» И. Дзержинского, «В бурю» Т. Хренникова. Их достоинствами были простота и напевность музыки, естественное претворение современной песенной стихии.
В 1930-е годы наступил расцвет песенного творчества. В это время утверждаются характерные темы в советской песне: широта распева, заражающая энергия и дух коллектива. Всеобщую известность получат песни О. Дунаевского «Марш весёлых ребят», «Спортивный марш», «Песня о веселом ветре». В 1940-е годы искусство было призвано помогать в борьбе с фашизмом. Композиторы создавали оперы и симфонии, посвящённые обороне родной земли, воспевающие мужество и героизм. Были поставлены оперы «Семья Тараса» Д. Кабалевского, «Молодая гвардия» Ю. Мейтуса, в а в 1950-е годы – «Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева.
Текст подготовила Джованна Раппа
У разных народов мира есть свои своеобразные обычаи и традиции. Некоторые из них близки духу русского человека, некоторые непонятны, но так или иначе всегда интересно узнать что-то новое про культуру наших соседей и не только. В связи с недавним фестивалем «Музыка Земли», на котором мы имели большое удовольствие слушать музыку шведов и японцев, было решено познакомить наших читателей с различными музыкальными инструментами этих двух прекрасных народов.
Швеция
Вначале поговорим про Швецию. Зачастую люди сразу же представляют викингов, вечно путешествующих, жестоких, свободных... И не зря, ведь у шведов в крови всё выше перечисленное, а потому и музыка, и инструменты у них соответствующие. Очень важное место в жизни и быту скандинавов занимают духовые инструменты. Без них не мог пройти почти ни один ритуал, не мог обойтись ни один пастух, а точнее сказать, пастушка. Дело в том, что издревле шведы считали, что именно женщина должна заботиться о стаде и пасти его. Но музыкальные «пастушьи» инструменты были придуманы не просто для нескучного провождения времени, а имели свой особый смысл и задачу. Таким образом, каждая пастушка обязательно должна была уметь играть на деревянной трубе, на костяном роге и на берестяном рожке. Шведы наделяли эти инструменты особым магическим смыслом и считали, что если инструменты использовались не по назначению, то они теряли свои силы. Женщина, следящая за стадом, обязательно должна была обладать сильным голосом, чтобы пропевать клички коров. С помощью музыки пастушки перегоняли животных с места на место или останавливали их для отдыха. В момент опасности играли особые мелодии, чтобы люди в деревнях их услышали и могли понять, что на стадо напали волки или медведи. На самом деле это была продуманная система.
Мелодии были очень разнообразны, они менялись в зависимости от того, кого пасли пастушки и какая беда приключилась со стадом. Помимо духовых, большую роль для пастушьего дела играли ударные инструменты. Так, на корову надевали ошейник с множеством маленьких бубенцов, это делалось для защиты животных от таинственных сил, которыми по мнению скандинавов была наделена природа. В целом народная музыка шведов очень самобытна и в основном связана с окружающем миром.
Япония
Японцы по праву считаются одной из самых древних цивилизаций во всем мире. Удивительным образом им удалось сохранить свои традиции, обычаи и быт. Среди японских музыкальных инструментов особый интерес заслуживают струнные. Например, «сямисен» с японского языка переводится как «три оттенка струн». Этот струнно-щипковый инструмент имеет всего три струны, чаще всего сделанные из шёлка. И по сей день он существует в музыкальном мире, используется в традиционном японском театре и даже в рок-музыке.
Ещё один струнный инструмент – «кото», почти не изменившийся с течением времени. Изначально он был завезен в Японию из Китая и прижился как дворцовый инструмент, на нем играли в основном женщины высшего общества. Существует множество школ и стилей игры на кото, которые мы не будем перечислять, дабы не нагружать наших читателей. Довольно часто кото и сямисен составляли прекрасный дуэт.
Другой струнный щипковый инструмент – «бива». Принято считать, что его завезли в Японию из Кореи или Китая, инструмент быстро прижился и в дальнейшем использовался в качестве сопровождения к чтению буддийских притч.
Отдельное внимание заслуживает семейство ударных – «тайко». Чаще всего под этим термином имели ввиду большой барабан. Изначально ударные инструменты изготавливали таким образом, что их невозможно было настроить, но впоследствии это исправили и появилась возможность настраивать тайко с помощью винтов. Палочки, которыми играют на тайко, называются бати. Искусство игры на тайко передавало дух самураев – преданность своему делу, дисциплина и нравственность. Часто на таких ударных инструментах играли группами, что очень хорошо помогало развить координацию между исполнителями. Очень большое значение имеет визуальная часть исполнительства на тайко, обязательным условием являются движения в стиле Ката, построенного на принципах поединка с врагом. Таким образом, исполнитель должен был становится одним целым с тайко.
В ноябре исполняется 220 лет со дня рождения замечательного поэта – Александра Бестужева. Мы приводим некоторые факты из его биографии.
Александр Александрович Бестужев родился 3 ноября 1797 года. Сын Александра Федосеевича Бестужева. Воспитывался в Горном корпусе, затем был адъютантом главноуправляющего путями сообщения генерала Бетанкура и герцога Вюртембергского и, наконец, с чином штабс-капитана перешёл в лейб-гвардии Драгунский полк.
За участие в заговоре декабристов 1825 году был сослан в Якутск, а оттуда в 1829 году переведён на Кавказ солдатом. Участвуя здесь во многих сражениях, он получил чин унтер-офицера и Георгиевский крест, а затем был произведён в прапорщики. Погиб в стычке с горцами, в лесу, на мысе Адлер; тело его не найдено.