В рамках проекта «The Territory of the Rhythm» Мэттью Лау (Гонконг) представил слушателям многообразие современной музыки для ударных
Проект «The Territory of the Rhythm», организованный ансамблем «Percarus Duo» Михаила Путкова и Владимира Терехова, ставит своей целью познакомить широкую аудиторию с музыкой, написанной для ударных инструментов и композициями, входящими в репертуар лучших перкуссионистов планеты.
Этой идее был созвучен первый (после презентации) концерт цикла, прозвучавший 17 декабря в Органном зале: гостем МССМШ им. Гнесиных стал Мэттью Лау – перкуссионист-виртуоз из Гонконга. Его интересы сконцентрированы на современной музыке и постоянном расширении репертуара для ударных инструментов. Мэттью Лау выходит за рамки существующих границ, непрерывно находясь в поиске свежего звучания, внедряя новые технологии и электронику.
В концерте 17 декабря всё было направлено на разрушение стереотипов и традиционных представлений о звучании ударных инструментов. Так, сочинение «Lū» (2011) Хьюго Моралеса Мургуйа было исполнено на специально подготовленном (препарированном) вибрафоне. Название произведения отсылает к определенному металлу – алюминию, поэтому в его исполнении используются алюминиевая фольга, которая кладется на клавиши, и напёрстки, вставленные на резинках между ними. Такая модификация открывает поразительные, совершенно новые оттенки звучания инструмента, ставшие для некоторых слушателей настоящим сюрпризом.
«Linde» (1993) – сочинение Даниеля Алехандро Альмады, название которого в переводе с испанского означает «Границы», и это довольно иронично: ведь весь концерт Мэттью Лау прилагал все свои усилия, чтобы эти границы разрушить. В исполнении номера помимо собственно вибрафона были задействованы измененные при помощи компьютера сэмплы инструмента, которые транслировались через динамики. Это один из наиболее перспективных путей в поиске свежего звучания в наше время: компьютер, обладающий неисчислимым спектром возможностей, может создать такой звук, который человеку воспроизвести не под силу.
Мэттью Лау
Снова компьютерные технологии – в «Vermont Counterpoint» Стива Райха: в одной версии это произведение предназначено для одиннадцати флейт, в другой – для солиста и магнитофонной ленты. Мэттью Лау представил публике собственное переложение сочинения для вибрафона и металлофона, где музыкант сыграл сразу все партии: десять – в записи, и одну – вживую. Впечатление от выступления обещало быть в прямом смысле оглушительным: «Я не обижусь, если кто-то из слушателей во время исполнения наденет беруши или покинет зал: будет до предела громко, – предупредил публику Мэттью. – Хочу заставить эту люстру в зале дребезжать». Стоит ли говорить, что ни один из слушателей даже не пересел с первых рядов – эффект от сочинения был потрясающий, а медитативно повторяющиеся паттерны ещё некоторое время отзывались вибрациями в душе даже после окончания музыки.
Вечер завершился настоящим диалогом нескольких культур – ансамблем Мэттью Лау (Гонконг) с участниками предшествующих концерту мастер-классов: Николаем Конаковым (Россия) и Матео Ривасом (Эквадор), артистами Percarus Group. Почти танцуя за инструментами, в дуэте они исполнили несколько номеров из сюиты «История танго» аргентинского композитора А. Пьяццоллы: этот номер был включен Мэттью в программу под впечатлением собственной поездки в Буэнос-Айрес.
Николай Конаков, Мэттью Лау и Матео Ривас
Следующий концерт цикла «The Territory of the Rhythm» – «Романтика Франции». 20 января с произведениями Эммануэля Сежурне и Николя Мартинсофа выступит непосредственно ансамбль «Percarus Duo» – Михаил Путков и Владимир Терехов (билеты в продаже online с 25 декабря на TimePad.ru)
Наиля Насибулина